Политический обозреватель Sputnik Армения Арман Ванескегян
Армению в Цюрихе заставили подписать протоколы, но оставалась возможность для маневра
Предусловия Анкары, которыми она пыталась давить на Ереван, имели два вектора. И если одно из направлений – отказ от требования у мирового сообщества признать события 1915 года в Османской империи Геноцидом – какого-либо прямого отношения к Азербайджану, по большому счету, не имели, то второй вектор турецких предусловий по протоколам напрямую касался именно карабахской проблемы.
В то же время изначально Запад запускал проект с "цюрихскими протоколами" и "футбольной дипломатией" в расчете на то, что каких-либо политических предусловий ни с одной из стороны быть не должно. Что Армения никак не будет увязывать этот проект с признанием Геноцида, и что Турция окажется настолько трезвомыслящей, что поймет, насколько тесно увязаны документы, подписанные в Цюрихе, с перспективой ее вхождения в Евросоюз. Тогда, в той политической ситуации, Анкаре это было крайне необходимо.
Таким образом, тот же Запад, ничем не рискуя, открывал себе широкую дверь в регион Южного Кавказа, где господствовала Россия, с влиянием которой, собственно, и пытались бороться в первую очередь американцы. Ведь не зря же на церемонию подписания в Цюрих приехала мадам Клинтон, тогда занимавшая пост госсекретаря Соединенных Штатов. И не зря тогда мировые масс-медиа в открытую писали о давлении, которое Вашингтон оказывал на Ереван, чтобы подписание протоколов обошлось без эксцессов в виде предусловий.
А ведь Армения действительно, образно говоря, тогда "имела что сказать" касательно предусловий подписания этих документов, связанных с признанием Турцией Геноцида армян в 1915 году. И официальный Ереван действительно серьезно рисковал, поскольку армянская зарубежная диаспора, раскинутая по всему миру, была в основе своей категорически против подписания. А армянская диаспора — это политический фактор, с которым вынуждены считаться не только в самом Ереване, но и в Москве, Вашингтоне, Париже…
Турция поддалась давлению Азербайджана и потеряла многое
Как бы то ни было, в итоге Армения протоколы подписала, хоть и через силу, но без предусловий. Однако позиция Турции оказалась не настолько тверда в политическом плане. И если Ереван все-таки, в каком-то смысле, пошел против воли диаспоры, то Анкара против воли своей "диаспоры" (имеем в виду Баку, с которым, как известно, они "два государства – одна нация") в итоге пойти не смогла.
Азербайджан все эти годы действительно оказывал серьезное давление на своего "старшего брата" касательно этих самых протоколов. И турецкой дипломатии, по большому счету, ничего не оставалось делать, как изворачиваться на политических подмостках, вынужденно выставляя предусловия по карабахской проблеме.
Получалось так, что Турция, которой действительно необходимы хорошие, доверительные отношения с Западом, вынужденно выступает в роли обманщика, нарушая изначальные договоренности о предусловиях. А в глобальной политике это означает, что ты даешь слабину, которой в нужный момент могут воспользоваться твои противники.
Ведь, кроме всего прочего, подобный нечестный подход к "цюрихским протоколам" лишил Запад (и в первую очередь американцев) возможности открыть ту самую, заветную дверь в регион Южного Кавказа, за которой таились возможности побороться за политическое влияние с Россией.
С другой стороны, на глобальной политической арене наивных нет. Все понимают, что Анкара специально "вытягивала" на первый план те самые предусловия, чтобы не говорить о самом главном – о том, что главным предусловием по "цюрихским протоколам" был официальный отказ Армении от политики, связанной с признанием Геноцида международным сообществом.
Ведь у Армении, согласившейся с отсутствием предусловий по протоколам, в этом плане оказались развязаны руки. И 24 апреля 2015 года присутствие в Ереване, в Цицернакаберде Путина и Олланда – это был серьезный удар под дых Анкаре. Стало понятно, что протоколы — протоколами, а отказываться от борьбы за признание Геноцида на международном уровне Армения вовсе не намерена.
И требование "младшего брата" не подписывать протоколы без предусловий по Карабаху оказались для Турции той самой спасительной соломинкой.
СержСаргсян: "… ни при каком раскладе мы не проигрываем"
Ну и самое главное. В этом контексте следует понимать одно – Ереван денонсировал "цюрихские протоколы" вовсе не потому, что Турция начала в качестве предусловий выставлять карабахскую тему. Турецкой дипломатии при любом раскладе закрыта дверь в процесс карабахского урегулирования. Хотя бы потому, что она однозначно защищает одну из конфликтующих сторон. А этого уже достаточно для применения норм, действующих в мировой политике.
А сейчас была порвана и та самая ниточка, которая (если бы турки подписали протоколы) дала бы возможность Анкаре хотя бы через третьи страны, мировые сверхдержавы, повлиять на Ереван в вопросе карабахского урегулирования.
Сегодня ситуация совершенно другая, да и тем же американцам вовсе не до того, будет ли в итоге открыта армяно-турецкая граница, или нет. Да и по карабахскому урегулированию Турция, с которой Армения связана в хоть каком-то политическом проекте, мешает больше, чем в условиях, когда с этой страной нет никаких дипломатических, политических и экономических отношений.
Тут Анкара уж никак, ни напрямую, ни посредством крупных игроков (будь то Москва, Вашингтон или Париж) не может повлиять на поведение Еревана ни на политической арене, ни на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения.
Ну а если говорить о более глобальных аспектах, то отныне руки Армении будут развязаны уже в плане того, что она получает возможность строить свою внешнюю политику, ориентируясь и на ЕАЭС, и на Евросоюз. И, в то же время, требуя к себе именно такого внимания, какое обусловлено наличием двух стран (Турции и Азербайджана), блокирующих Армению от всего остального мира.
И прав был президент Армении Серж Саргсян, когда еще девять лет тому назад, говоря о подписании "цюрихских протоколов", подчеркивал, что ни при каком раскладе мы не проигрываем.