Ашот Сафарян, Sputnik Армения.
Внедрение с 8 февраля мобильных радаров на дорогах в Армении продолжает оставаться темой бурных обсуждений. Инициативу дорожной полиции критикуют общественные организации и эксперты, а также рядовые граждане.
Полиция же утверждает, что данная мера была необходима для снижения количества дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом. Здесь отмечают, что в 2018 году увеличилось число тяжелых ДТП, основная причина которых — нарушение скоростного режима.
Использование передвижных радаров критикуют и юристы, которые считают, что регистраторы, находящиеся вне поля зрения водителей, нарушают их конституционные права. Эти устройства будут установлены на обычных автомобилях, а не на полицейских, что, по их словам, также является нарушением.
Докатились: что стоит за стремительным крахом ереванского авторынка>>
Как считает экономист Ашот Хуршудян, ужесточение правил дорожного движения в Армении сегодня преследует одну единственную цель – "выбить" как можно больше денег из карманов граждан, увеличить внебюджетные средства дорожной полиции. А ситуация на армянских дорогах по-прежнему не меняется.
"Поведение водителей на дорогах не меняется. Вопреки заявлениям, у полиции нет четких статистических данных относительно того, какой процент ДТП произошел из-за превышения скорости. Мы этого не знаем", — сказал Хуршудян в интервью Sputnik Армения.
По его словам, дело в том, помимо скорости, есть и множество факторов, которыми обусловлен рост числа ДТП с летальным исходом — отказ пристегнуть ремни безопасности, техническое состояние машин. Десятки тысяч автомобилей в Армении физически крайне изношены, они представляют серьезную угрозу безопасности людей, но об этом не говорят.
Напомним, в Армении в 2017 году произошло 3535 ДТП, на 10,4% больше, чем в 2016 году. Число жертв в ДТП за минувший год достигло 279 (266 в 2016 году), а пострадавших — 5179 (4452 — годом ранее).
Также эксперт отмечает, что дорожная полиция очень часто штрафует провинившихся водителей выборочно, предпочитая не трогать роскошные внедорожники и седаны с "золотыми" номерами, многие владельцы которых цинично нарушают правила дорожного движения.
Проблему безопасности на дорогах нужно решать комплексно, считает он, а не зацикливаться исключительно на скорости. "К примеру, если те же деньги, которые поступают от выплаты штрафов, пошли бы на медицинское страхование водителей, а не оседали в бюджете полиции, то автомобилисты имели бы возможность хотя бы раз в год пройти медицинское обследование. Это привело бы и к сокращению числа ДТП, и к снижению смертности в результате этих ДТП", — говорит экономист.
В дорожной полиции, между тем, считают оправданным внедрение передвижных видеорегистраторов. Здесь отмечают, что использование обычных автомобилей для работы этих радаров не нарушают права автовладельцев, поскольку водители, как правило, замечают их и пытаются быть более бдительными.
Закон о запрете на ввоз праворульных машин в Армению принят в первом чтении>>
По словам замначальника дорожной полиции Армена Хачатряна, задача полиции – добиться понимания водителем того, что скоростной режим в любом случае нарушать нельзя, вне зависимости от того, есть радар или нет.
"Только тогда мы сможем зафиксировать снижение числа смертельных ДТП на дорогах", — сказал он в интервью Sputnik Армения.
Он с сожалением констатировал, что многие водители соблюдают правила дорожного движения только на тех участках, где есть камеры и радары. Это мышление, по его убеждению, нужно искоренить, для чего и используются мобильные радары. "Мы даже надеемся, что спустя некоторое время, если нам удастся изменить психологию и сформировать новую культуру дорожного движения, эти мобильные радары можно будет снять", — сказал он.
Политика дорожной полиции, по его словам, зависит исключительно от водителей. Если они поймут, что нельзя нарушать правила, то необходимость таких мер, каковым является применение видеорегистраторов, отпадет.