ЕРЕВАН, 12 мар — Sputnik, Лаура Саркисян. Сошествие благодатного огня — духовное, христианское таинство, которое никто не имеет права разглашать, считает архимандрит, член Братства святых Яковов Отец Диран Акопян.
"Я лично против таких заявлений, это один из уязвимых пунктов христианства. Эту христианскую тайну никто не вправе разглашать, а тем более делать такие заявления. В любых ситуациях мы должны учитывать чувства миллионов верующих", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения архимандрит Диран.
По словам священника, сошествие "благодатного огня" не подлежит однозначному восприятию и интерпретации. Более того, только греческий Патриарх и представитель армянского Патриараха могут войти внутрь эдикула (часовни — ред.) и молится в гробнице воскресшего Христа.
"Мы верим в чудо, но в то же время понимаем, что даже находящиеся там патриарх или другие священники могут это не почувствовать и не увидеть. Не надо забывать и то, что под "чудом" каждый человек, будь то христианин или иудей, — понимает чисто свое переживание. Например, мы же не видим, как вино и хлеб превращаются в плоть и кровь Христа, но мы верим в это. Здесь большое значение имеет и степень веры", — пояснил архимандрит.
Он подчеркнул, что возможно, Агоян имел в виду сиюминутное, "осязаемое" чудо, когда говорил, что ничего мистического в сошествии "благодатного огня" нет.
Высказывания Агояна считает неприемлемыми и заместитель руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.
"У нас, когда весь православный мир готовится к Пасхе, вызывают большое разочарование попытки скандализировать тему схождения благодатного огня. Для всего православного мира оно является духовным событием, в котором участвуют многие миллионы верующих. Намерение скомпрометировать эту многовековую традицию неприемлемо и имеет своим косвенным результатом нарушение молитвенного состояния, в котором православные верующие пребывают во время приготовления к светлому празднику Воскресения Христова", — подчеркнул Кипшидзе в интервью РИА Новости.
В свою очередь служитель Иерусалимской Армянской патриархии архимандрит Гевонд считает искусственным ажиотаж вокруг заявления армянского священника о тайне схождения Благодатного огня.
"Мы никогда не объявляли, что огонь сходит с небес. Да, такие чудеса были, но они происходили всенародно", — пояснил архимандрит.
По его словам, армянская церковь связывает традицию Благодатного огня с основателем церкви Святым Григорием Просветителем. По преданию, не считая себя достойным войти в Гроб Господень в Иерусалиме, Григорий Просветитель пошел в пещеры и долго молился. В субботу за день до Пасхи он вошел в Гроб Господень, где чудесным образом зажглись все свечи и лампады, после чего он назвался Просветителем. Сегодня в том месте, где он молился, стоит Армянская Церковь, пояснил архимандрит Гевонд.
Огонь считается Благодатным, так как молитвами Григория Просветителя сходит благодать, могут быть чудеса, исцеляться больные, отметил священник.
Основанная в VII веке Иерусалимская патриархия Армянской апостольской церкви независима от других христианских учреждений и наравне с греческой и латинской патриархиями обладает правом собственности на часть основных святынь Святой Земли, в том числе в храме Рождества в Вифлееме и в храме Воскресения в Иерусалиме.
Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр, и считается святыней для верующих. Его появление в канун православной Пасхи по молитвам патриарха, духовенства и тысяч паломников, несмотря на регулярность, называют "чудом схождения Благодатного огня".
Согласно поверью, поддерживаемому православными церквями, чудесный, не обжигающий огонь "сходит с неба" в руки греческого патриарха, и тот, вместе с патриархом армянской церкви, раздает его собравшимся вокруг храма верующим.