Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Соединенные Штаты пошли на одностороннее продление антииранских санкций еще на год. Эти санкции, не связанные с развитием Ираном ядерных технологий, которые американцы предпочитают называть "национальное чрезвычайное положение в отношении Ирана" (именно так выразился и президент США Дональд Трамп в своем Twitter), были объявлены в середине марта 1995 года и должны были быть свернуты именно 15 марта текущего года. Однако президент США решил иначе, и санкции продлены еще на год (пока еще).
Американцы используют свое самое действенное оружие — санкции
И этого следовало ожидать, поскольку вашингтонская администрация с первого же дня президентства Трампа объявила, что не удовлетворена условиями так называемого "иранского ядерного соглашения", подписанного сверхдержавами (Россия, Китай, США, Великобритания, Франция, Германия).
И сколько бы ни старались европейские союзники и соратники американцев убедить своих заокеанских партнеров, что условия подписанного договора вполне удовлетворяют конкретно их требованиям, а Иран скрупулезно придерживается духа и буквы соглашения, ничего не помогает.
Американский президент уже вполне предметно грозится выйти из "иранского ядерного соглашения" по истечении 120 дней (около месяца уже истекло). А это в свою очередь значит, что за американцами последуют и действующие в фарватере США европейские сверхдержавы. То есть иранский СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) будет окончательно свернут.
Однако это самое "национальное чрезвычайное положение в отношении Ирана", продленное Трампом и, по большому счету, ничего с СВПД не имеющее, в очередной раз высвечивает основной вектор внешнеполитической стратегии американцев на Ближнем Востоке.
В рамки этого стратегического вектора великолепно умещается все, что делают Соединенные Штаты в последние годы в этом регионе.
На самом деле план этот провалился в тот самый день, когда в Кремле было принято решение помочь Башару Асаду в его борьбе с международным терроризмом, и когда российские военно-космические силы были отправлены в Сирию для решения вполне конкретной военной задачи.
Сейчас, сегодня, глядя на карту боевых действий, развернутых буквально по всей территории этой многострадальной страны, можно убедиться как минимум в одном: Сирия выстояла под напором международного терроризма. И помогли в этом официальному Дамаску конкретно Россия и Иран.
Иранцы не дали американцам надиктовать свои условия в Сирии, и это выводит Вашингтон из себя
Если бы Иран, скажем, не "отметился" в сирийских событиях самым что ни на есть "антиамериканским" образом, сведя на нет все военные победы тех террористических и организаций, которые в 2014 уже были на подступах к Дамаску, то сегодня американцы дали бы себя "уговорить" своим европейским союзникам. Что, мол, Иран выполняет все условия "ядерного" договора, больше не разрабатывает ядерного оружия и не стоит продолжать давить на Тегеран (да и на все мировое сообщество) из-за того, что кроме ядерной, иранцы разрабатывают еще и какую-то баллистическую программу. На самом деле все понятно и прозрачно.
Санкции, инициаторами которых становятся американцы, тяжелым бременем ложатся в первую очередь на плечи их европейских партнеров. А Германии, Франции, да и Британии, хочется с Ираном работать, торговать. Покупать энергоносители, продукцию химической промышленности, и продавать туда высокие технологии и современную технику — самолеты, автомобили и все остальное.
Однако Иран не только не отказался от своего союзника — избранного и легитимного президента Башара Асада, еще и поддержал его изо всех сил. Да так, что тот не только выстоял, но и оказался в шаге от окончательной победы над теми силами, которых поддерживали американцы.
Более того, помогая Дамаску в борьбе с ИГ (террористическая организация, запрещена в России и ряде стран), иранцы решили еще и очень важную геополитическую задачу — получили сухопутную дорогу, выход на берег Средиземного моря. Чего американцы допустить не могли, поскольку там — граница с Израилем, к которой Тегеран подпускать ну никак нельзя. Но даже не в этом дело.
Двойники Дональда Трампа и Ким Чен Ына повеселились на Олимпиаде в Корее >>
Проблема в том, что сейчас, как только захлопнется капкан для террористов, окопавшихся в сирийской Гуте (а до этого, кажется, действительно остались считаные дни), американцам следует сворачивать свои военные лагеря и базы, расположенные на территории Сирии. А этого Вашингтон не может допустить, ведь это будет означать, что уходят они на десятки лет из региона, который для них важен и нужен.
Потому и оказался под прямым прицелом Иран, борьба с которым, в ряду других, может стать еще одним, может быть даже, решающим, фактором для того, чтобы американцы остались в Сирии — там, куда их никто не приглашал. Роль, которую во всем этом сыграл Иран, настолько велика, что Соединенные Штаты этого попросту проглотить не могут.
Логика американцев весьма проста, можно даже сказать — примитивна
На самом деле американцы в Сирии последовательно лишились всех своих союзников, с которыми была надежда на то, что там удастся поменять местное правительство и передать власть в руки лояльного к Западу и конкретно к американцам руководству.
Сначала сирийская армия при помощи российских ВКС и иранских сухопутных добровольческих частей одержала победу над Исламским Государством. На игиловцев у американцев была надежда в том плане, что они вначале сами разделаются с законными властями этой страны. И только потом уже силы международной антитеррористической коалиции, вошедшие на территорию Сирии без какого-либо мандата или приглашения законных властей, начнут бороться с международным терроризмом, олицетворением которого на том этапе было именно ИГ.
Когда террористическая группировка начала поддаваться и терпеть поражение за поражением от кадровых частей сирийской армии, американцы даже засветились, не сумев сохранить в глубокой тайне свои контакты с верхушкой ИГИЛ. Об этом недавно открыто сказал знаменитый иранский генерал-майор Касем Сулеймани, командующий спецподразделением "эль-Кудс" в составе КСИР, предназначенным для реализации военных и тайных операций за пределами Ирана.
Эскин о санкциях США: Армению никто не тронет >>
Он обвиняет американцев не просто в контактах, но и в помощи, которую они оказывали игиловской верхушке. Помогали и деньгами, и тяжелой бронетехникой, и стрелковым оружием. Давали возможность продавать нефть Турции, которая тогда нашла для себя весьма соблазнительное место в схеме, которую скрывали от мирового сообщества.
Но окончательно схема не сработала, и "виноваты" в этом были именно российские ВКС и иранские добровольческие отряды. Вспомните, дело дошло до того, что когда сирийские кадровые части уже выходили на Дейр-эз-Зор, туда, на помощь игиловским отрядам, смогли (не совсем понятно, каким образом) просочиться отряды из, вроде бы, окруженной американцами Ракки. А потом, когда дело дошло до окончательного разгрома отрядов ИГ, те же американцы вывозили верхушку террористической организации (с их семьями). Говорят, вывезли в Афганистан…
Потом американцами делалась ставка на курдские боевые формирования, отряды так называемой сирийской умеренной оппозиции и опять-таки террористические организации Джебхат ан-Нусра, Ахрар аш-Шам (запрещены в РФ и ряде стран) и им подобные, которых, по большому счету, изначально не давали трогать именно американцы.
Курдские боевые формирования застряли в северных районах Сирии, на границе с Турцией, а Джебхат ан-Нусру (часть которой в свое время превратилась в Ахрар аш-Шам) и всю остальную нечисть сейчас добивают в Гуте.
Отразится ли каприз США на Армении, или Чем отличается Азербайджан от Финляндии >>
И американцы остаются вообще без сторонников, на которых могут понадеяться хотя бы не для того, чтобы свергнуть Башара Асада, а расколоть Сирию на несколько частей. Но это не получается — а виноват кто?
Ну, конечно же, Россия и Иран, которые помогли официальному Дамаску и которых за это американцы обязательно попытаются наказать. Из-за того, что нанесли серьезный удар по геополитическим интересам сверхдержавы.
Вот и вся логика поведения США в отношении Ирана и тех санкций, которые американцы навязывают всему миру (и в первую очередь своим европейским партнерам).