Арам Гарегинян, Sputnik
На Пушкинском перевале на севере Армении может появиться памятник великому поэту. Во всяком случае, с этой мыслью не расстается житель города Степанаван Камо Караджян. Ведь и памятник долго искать не нужно — его уже воздвигли. Причем вполне "рукотворный". Создал его скульптор Шаварш Ованнисян — тоже местный, степанаванский.
Раньше от Степанавана к югу, то есть в Кировакан (ныне Ванадзор) и Ереван, ездили "пушкинским путем" — через перевал на горе Бзовдал. В 70-е годы путь решили сократить, проведя под горой тоннель.
"Грустен и весел, вхожу, ваятель, в твою мастерскую"…
Когда объект готовились сдавать (а приехать готовился первый секретарь ЦК Армениии Антон Кочинян), на дороге у тоннеля решили установить памятник.
"Работал он с большой отдачей. Камень твердый — базальт. Но вы посмотрите, какое все легкое — и лицо, и складки одежды. Именно что не сделал, а изваял", — с гордостью за земляка говорит Караджян.
Свое воплощение "нашего всего" мастер Шаварш до сих пор хранит у себя во дворе.
"И я ль в сердечном умиленье ему хвалы не воспою?"
Правда, сам Пушкин писал эти строки о царе (предупредив в начале: "Нет, я не льстец"). Но и самого Пушкина многие, и без всякой указки, готовы "воспеть" и словом, и делом.
Открытие памятника хотят приурочить сразу к двум памятным датам в 2019 году. В следующем году исполняется 190 лет с тех дней, когда Пушкин проехал гору Бзовдал и вставил описание встречи с телом Грибоедова. Судя по хронологии "Путешествия в Арзрум", эту дату можно приписать к началу июня (в эти дни долина под горой действительно цветет, точь-в-точь как когда-то. Поэтому слова "цветущая пустыня" из "Путешествия в Арзрум" — не преувеличение). И в те же дни, 6 июня, исполнится 220 лет со дня рождения Пушкина.
К открытию хочет подготовиться и русская община, которая до сих пор осталась в Степанаване. "Многие, к сожалению, уехали, когда времена стали непростые. Но кто-то и остался, к нашей радости. У них даже свой хор есть. Уверен, что с радостью соберутся на открытие и споют", — говорит Караджян.
"Налог не тягостный, ей-ей!"
Осталось найти меценатов: чтобы сделать постамент, а в идеале, составить комплекс с музеем и библиотекой. С просьбой помочь обратились и к министру культуры Армении, и к предпринимателям в Москве.
"Если Пушкин и Грибоедов — не армянские писатели, так что же с того? Даже одно то, что они здесь проезжали — это ведь достояние культуры. В том числе и нашей", — уверен Караджян.
Трудно с этим поспорить.