"Говоришь — зачем я этим занимаюсь… Вот скажи, у тебя когда либо были дома растения?", — спрашивает меня Наринэ. На вопрос я отвечаю честно – были, но высохли. Наринэ смеется: "Я надеюсь, мои дети (так она называет своих учеников) никогда не засохнут. Это такое блаженство – видеть, как они день за днем раскрываются, как цветут. Я очень люблю свою работу".
Для 24-летней Наринэ это именно работа. Она не относится к этому, как к миссии или самопожертвованию, как могут подумать многие.
Еще бы, в том возрасте, когда хочется строить карьеру или гулять и тусоваться с друзьями (или то и другое заодно), взять и приехать в маленькую деревню, где живут всего 53 человека, и начать преподавать в местной школе.
Наринэ решила перебраться в карабахское село Вагазин в сентябре прошлого года. Она преподает в школе армянский язык и литературу, ее учеников буквально можно сосчитать на пальцах – их всего 10.
Доколе армянские учителя будут получать грамоты вместо высокой зарплаты>>
"Я никогда не мечтала о работе учителя. С детства я люблю писать, закончила факультет журналистики. Но в какой-то момент поняла, что своими статьями я мало что изменю в стране. А так – я учу юных парней и девочек мечтать, думать и творить, а они в будущем могут изменить не только Армению, но и весь мир к лучшему", — улыбается Наринэ.
Наринэ Варданян – одна из 71 участниц международного проекта Teach for Armenia. Суть проекта в расширении возможностей образования детей, проживающих в маленьких городах или селах Армении. Желающие стать сельскими учителями подают заявление, сдают экзамены, проходят аттестацию, и их направляют в одну из школ, где они работают по контракту два года, получая зарплату и бесплатное жилье.
"Для меня первые уроки были довольно непростыми. Я спрашивала детей, что они думают о персонаже того или иного произведения, а они тайком — ну, по крайней мере, им так казалось — перелистывали учебник. И рассказывали дословно то, что было в нем написано. Я их терпеливо выслушивала, а потом говорила – оставьте учебник, вы сами, вы-то что думаете? Сначала им было трудно высказываться, ведь детей так редко спрашивают о своем мнении и еще реже принимают это мнение во внимание. Сейчас ребята уже раскрылись, они влюбляются в книжных героев, осуждают или симпатизируют им, спорят со мной и даже с учебником", — вспоминает Наринэ.
Шило на мыло: армянским учителям определят минимум на жизнь>>
Во время уроков литературы Наринэ уделяет время также расширению кругозора своих подопечных. Она включает им музыку "Битлз", обсуждает с ними картины великого Минаса, они вместе смотрят документальные фильмы о национальных героях Армении и Карабаха. Не имея технических возможностей, да и откуда они могут быть в глухом селе, она сама рисует и пишет на листах бумаги темы уроков и показывает детям.
"Для меня неважно, насколько правильным, литературным языком будут разговаривать мои ученики, — рассказывает Наринэ, — важнее научить их думать и рассуждать о важных вещах, вдохновить их на то, чтобы они заботились о своей маленькой родине. Несколько месяцев назад, когда я спрашивала у ребят, чего они бы хотели иметь в деревне, они отвечали – супермаркет. Теперь у каждого из них своя реальная мечта, касающаяся села: Андраник хочет заняться пчеловодством, Давид — выучиться на стоматолога и вернуться работать в деревню, несколько ребят мечтают о создании молочного завода. А я и после окончания проекта буду их поддерживать и надеюсь, что они, как раскрывшиеся бутоны, будут прекрасны".
Когда Наринэ во время школьных каникул возвращается домой – в село Неркин Кармирахпюр Тавушской области – ей приходится делить свою комнату и даже внимание родителей еще с одной девушкой, тоже решившей стать сельской учительницей. Она временно живет в доме Наринэ.
23-летняя Мариам Марикян, по образованию теолог, с сентября 2017 года преподает историю армянской церкви в школе Неркин Кармирахпюр. Мариам сама родом из села Гюлагарак Лорийской области.
"Я преподаю такой предмет, который не может оставить детей без вопросов, — говорит Мариам, — недавно Сурен из пятого класса, хитро улыбаясь, спросил меня: если у Бога нет пола, почему сын Божий Иисус — мужчина, а не женщина? Я тогда подумала – надо же, над этим вопросом я размышляла, обучаясь на первом курсе, почему я не думала о таких вещах, будучи пятиклассницей? Наверное, потому что мои учителя редко отвечали на вопросы учащихся. А ведь это – самое важное".
Работа в селе укрепила уверенность Мариам в избранном пути, ведь еще с университетской скамьи она решила стать отличным педагогом. Мариам мечтает уехать на учебу за границу и усовершенствоваться в теологии и педагогике. А пока она черпает знания не только из книг и учебников.
"Возможно, это прозвучит банально, но мои ученики учат меня чему-то новому каждый день. Например, я в жизни не слушала рэп, — смеется Мариам, — но, чтобы буквально говорить на одном языке с детьми, я стала его слушать, интересоваться им. А один из мальчишек даже подсадил меня на футбол".
Мариам, как и Наринэ, не ограничивается только своим предметом, она учит детей национальным танцам, со старшеклассниками занимается английским и основала клуб "Банали" (ключ), где ребята обсуждают важные вопросы.
"Больше всего в деревне я скучаю по семье и друзьям, а приезжая в Ереван, тоскую по природе и, конечно, по детям. Я сроднилась с ними и верю, что они станут отличными мастерами своего дела", — говорит она.
Ох уж эти поэты: "слава богу, мы — не Швейцария", или Зеленые чернила как повод уволиться>>
Итак, на вопрос "почему молодым интересно преподавать в сельских школах" — можно дать несколько ответов: воодушевляет работа с детьми, приятно жить на природе и в спокойствии, просто делать что-то ценное – в удовольствие и в пользу себе и другим.
Но самое главное, думаю, это тяга к изучению людских душ – во-первых, своей, а во-вторых, самой изумительной – детской. Ведь, как утверждали героини этого материала – до 17 лет ко всем людям приходят волшебные мысли, а после 17 сохраняют их очень и очень немногие.