Жанна Погосян, Sputnik Армения.
Несколько малышей наклонились над огромной корзиной, полной разноцветных яиц. Им никто не запрещает с ними играть, хотя празднование языческой Пасхи еще не началось, и яйца во время процессии пригодятся целыми и невредимыми.
Десятки человек собрались на холме около города Мецамор Армавирской области вместе праздновать Пасху — "Затик". На этом холме в древности находился храм языческой Богоматери Анаит, богини плодородия. Именно ей и посвящен языческий "Затик".
— Слава Анаит!
— Слава!
— Пусть наша земля будет плодородна в этом году!
— Пусть!
Именно так приветствуют друг друга арийцы, поднимаясь на небольшой холм. Каждый из них принес разноцветные яйца для освящения. В отличие от последователей Армянской апостольской церкви, красящих яйца только в темно-алый цвет (символ пролитой крови Иисуса Христа), арийцы используют всевозможные краски. Смысл "Затика" в праздновании возрождения жизни и весеннего пробуждения природы.
"А природа не ограничивает себя красками, вот и у нас яйца разноцветные", — улыбается жрец Варуж Агаджанян, один из троих арийских жрецов, то есть самых главных фигур религиозной организации "Орден ариев". На шее у него амулет с "аревхач"-ем, символом вечности, а на пальце – огромный перстень со свастикой, еще одним символом вечности и удачи.
Год у язычников начинается 21 марта – тогда они празднуют Новый год. Помимо этого праздника есть еще восемь – Затик (Пасха), Аревапар (поклонение солнцу), знаменитый Вардавар, Навасард (поклонение праотцу армян Айку), Хахох-орнек (освящение винограда), День поминовения предков, Рождения Мигра (Бог света), Трндез (поклонение огню). Армянская церковь адаптировала некоторые языческие праздники, как и сегодняшний "Затик".
— Это объясняется тем, что в четвертом веке, пытаясь привить языческому народу любовь и преданность новой религии – христианству, священники стали отмечать свои праздники именно в дни языческих, и даже сохранили некоторые языческие атрибуты – как, например, прыжки через костер во время Трндеза, — поясняет жрец Варуж.
"Орден ариев" был создан в Армении в начале 1990-х филологом Слаком Какосяном. В основе убеждений арийцев – учения военного и государственного деятеля начала XX века Гарегина Нжде. Нжде верил в величие армянского народа, изучал древнейшие традиции, а его войска в борьбе за Зангезур клялись именем Ваагна, армянского языческого Бога войны и огня.
Яйца, вино и гата (армянский пирог) освящены, гимн богу Ваагну спет, настало время перекусить, а потом исполнить песни по народным мотивам, тем более, что их автор находится на холме вместе со всеми.
Гусану Айказуну (в переводе народный поэт-музыкант – ред.) 66 лет, а стал он носителем языческого мировоззрения в 45 лет. Со второй женой он совершил языческий обряд бракосочетания на горе Немрут, что сейчас находится на территории Турции. Немрут – священная (в языческом смысле этого слова) гора, на которой находятся статуи армянских языческих богов. Гусан гордится, что за последние 1700 лет он – первый армянин, который "венчался" на святой горе.
— Как Ваша фамилия? Погосян? Ну, неармянская же. Погос, Петрос, — все это еврейские имена. Не было ли желания поменять? – с улыбкой на лице обращается ко мне Гусан Айказун. Сам он поменял свою фамилию Назарян на Айказун два года назад, мол, Назар — тоже далеко не армянское имя.
Язычники проводят свои обряды в разных местах Армении. Главным храмом язычников, конечно, был и остается храм Гарни – единственный, сохранившейся после распространения христианства первым католикосом всех армян Григорием Просветителем (язычники считают его Омрачителем – ред.). После принятия христианства в 301 году в Армении были разрушены все языческие храмы, кроме храма Гарни, были убиты жрецы, сожжены языческие книги. Но современные язычники смогли найти еще несколько мест в Армении для проведения ритуалов – это не только место разрушенного храма богини плодородия Анаит в Мецаморе, но и два холма в Ереване — Эребуни, где находятся обломки древней крепости, и Кармир Блур, на котором обнаружены остатки древнего города Тейшебаини.
Власти никогда не запрещали арийцам проводить мероприятия: как официальная религиозная организация они имеют на это полное право. И даже церковь, с которой у арийцев абсолютное несовпадение взглядов на жизнь, религию и будущее армянского народа, никогда не доставляла организации хлопот: у одних свои почитатели, у других — свои. И, наверное, так и должно быть: в конечном счете, какая разница – вспоминает ли человек, делая благое дело, Иисуса, Ваагна или индийского бога Шиву. Главное — то, как помогает ему в жизни вера.