ЕРЕВАН, 7 апр — Sputnik, Ашот Сафарян. Иран в эти дни проявляет завидную дипломатическую активность на кавказском направлении. При этом интересно, что основным "адресатом" подобной активности стал Азербайджан.
В Баку 29 марта побывал президент Ирана Хасан Роухани. А 6 апреля глава иранской дипломатии посетил Нахичеванскую автономную республику Азербайджана.
Прибыв в Нахичевань, Джавад Зариф провел встречу с главой автономии Васифом Талибовым, после чего заявил, что Иран будет стоять рядом с народом Нахичевани в самую трудную минуту. Он также выразил надежду, что визит придаст новый импульс развитию экономических связей между Ираном и автономией.
Визит Мохаммада Джавад Зарифа в Нахичевань – событие весьма неординарное, в первую очередь, хотя бы и потому, что свои аппетиты в отношении этого края не скрывает другой крупный игрок в регионе – Турция.
В последние месяцы в Нахичевани периодически проходят турецко-азербайджанские военные учения. Кроме того, время от времени в турецких и азербайджанских СМИ обсуждается возможность дислокации здесь постоянных турецких баз.
К военной составляющей турецкой экспансии прибавляется и фактор экономический. Еще летом прошлого года министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявлял, что Анкара намерена создать свободную экономическую зону в Нахичевани. Отсутствие общих границ между автономной республикой и метрополией дает соседней Турции уникальную возможность укреплять свои позиции во всех ключевых сферах экономики края.
Несмотря на ситуативное сближение в Сирии, соперничество между Анкарой и Тегераном никто пока не отменял. И как можно предположить, одной из площадок этой конкуренции может стать азербайджанский анклав.
По мнению востоковеда Акопа Чакряна, шиитский фактор сегодня играет серьезную роль в ирано-азербайджанских отношениях. И хотя Азербайджан позиционирует себя как светское государство, где политический ислам по возможности подавляется, со временем азербайджанские шииты могут стать для Ирана хорошим подспорьем для распространения своего влияния. И было бы вполне логично начать эту экспансию с азербайджанской автономии, которая непосредственно граничит с Ираном.
Одновременно Тегеран ощущает и потенциальную угрозу со стороны Азербайджана, рассматривая прикаспийскую республику в качестве источника сепаратистских настроений внутри Ирана. Теоретически Баку может разыграть "этническую карту", учитывая, что на северо-западных и северо-восточных территориях Ирана проживает несколько миллионов этнических азербайджанцев.
Примечательно, что еще несколько лет назад отдельные бакинские политики выступали с инициативой переименовать страну в Северный Азербайджан. И хотя сейчас эту тему в Баку отложили в долгий ящик, не исключено, что со временем она вновь будет востребована.
Ключ к "открытию" Южного Кавказа лежит в Нахичеване — эксперт>>
По мнению Чакряна, странно, что американцы до сих пор не использовали этот этнический фактор в своей борьбе с иранским режимом. Эксперт предполагает, что Вашингтон не хочет дезинтеграции Ирана, опасаясь, что в этом случае Турция захочет "примерить" отделившиеся иранские территории на себя.
Не исключено, что с целью предотвращения каких-то нежелательных сценариев для себя, Тегеран идет на превентивные меры, желая перехватить инициативу. Так, на упомянутой встрече с главой автономии иранский министр подчеркнул необходимость расширения межбанковского сотрудничества, обмена студентами и активизации связей между иранскими провинциями Восточный и Западный Азербайджан и Нахичеваньской автономной республикой.