По моему личному, но глубочайшему убеждению, нам вообще не нужно ждать признания Геноцида ни от кого, а тем более тратить на это эмоции. Признал кто-то – молодец и спасибо, не признал – дело ваше. Особенно, если не забывать, что признание или непризнание Геноцида, со стороны любой страны, в большей или меньшей степени обусловлено политическим расчетом, и лишь немногие умеют ставить политическую выгоду на второе место после совести.
Германия, например, сумела – далеко не все в это верили, учитывая тесные связи страны с Турцией и количество проживающих в ФРГ турок. Германия к тому же признала и собственную ответственность за те чудовищные преступления – правда, ей было легче в том смысле, что однажды немцы уже перешагнули труднейший психологический порог, признав Холокост. Это обстоятельство, разумеется, никоим образом не умаляет значения принятого в Берлине решения.
"Мы едины и сплочены": и.о премьер-министра Армении направил послание>>
Почти то же самое можно сказать о Франции, Нидерландах и обо всех других странах, вплоть до Уругвая, признавшего факт Геноцида еще при царе Горохе. А вот в Великобритании этот вопрос, кажется, не обсуждается вовсе, Соединенные Штаты каждый раз грозятся, да все не делают, а Израиль вообще превратил вопрос в такой прутик, которым можно время от времени нежно коснуться шаровар турецких "эрдоганов".
В тех же США Геноцид признали 48 штатов – это почти все, но мы зачем-то ждем от каждого нового президента заветных слов. Зачем — не особенно понятно, но ждем. От Бушей ждали, от Рейгана с Клинтоном, от Обамы, теперь от Трампа, после которого придет другой, а мы опять будем ждать: скажет этот Неуловимый Джо, или не скажет? По-моему, нам должно быть это совершенно безразлично.
Еще в больший инструмент сдерживания Турции превратил вопрос армянского Геноцида Израиль. Стоит Эрдогану в очередной раз ляпнуть что-нибудь в своем фирменном стиле про Израиль, как тут же в Тель-Авиве вспоминают армянскую тему.
Понятно, что этот израильский хлыст будет вечным – во-первых, от еврейского государства не нужно ожидать признания Геноцида хотя бы уже потому, что тогда Холокост потеряет свою исключительность, а этого израильский истеблишмент допустить не может.
Во-вторых, Израиль слишком уж тесно связан с Турцией и политически, и экономически, чтобы позволить себе столь радикальный шаг со всеми последствиями его необратимости. К слову сказать, Эрдоган прекрасно это понимает, посему израильские "угрозы признанием" на него не действуют совершенно.
Есть и третья причина, о которой почему-то стесняются говорить вслух. Из непосредственных исполнителей Геноцида евреем был, например, Израиль Гельфанд (он же – Александр Парвус), заведовавший младотурецкой пропагандой и осуществлявший ее.
Кто еще? Пожалуйста – саму идеологию турецкого национализма разработал и изложил Моис Коэн, взявший себе впоследствии имя Муниш Текиналп, или просто Текин Алп. Не турки же построили целую идеологическую теорию век с лишним назад, это невозможно. Эммануил Карассо стоял у истоков младотурецкого движения, есть и другие имена людей, занимавших не столь высокие посты.
Геноцид армян в Османской империи: кaкие стран признали?>>
Это только те, кто никогда не скрывал своего происхождения. Есть основания думать, что, например, печально известный Джемаль-паша, уничтоженный исполнителями операции "Немезис", тоже не турок. Он родился на греческом острове Лесбос, в семье фармацевта, в 1872 году. Даже в XXI веке на свете, наверное, крайне мало турок-фармацевтов, а в XIX найти такого было просто невозможно.
Да что там – самого Талаата кем только не называли: и цыганом, и даже армянином, и тайна его происхождения вряд ли когда-то будет раскрыта.
В принципе, конечно, ничего нового и удивительного в этом нет – в Османской империи на самых высоких должностях и постах всегда находились кто угодно, кроме самих турок. А сказанное выше вовсе не является попыткой обвинить Израиль в участии в Геноциде, хотя бы потому, что такого государства в то время не существовало. Стало быть, и организованного участия быть не могло, разумеется.
Просто признавая Геноцид, Израилю придется признать, что среди его организаторов, спонсоров и (в гораздо меньшей степени) – исполнителей, было немало евреев. Германия к этому оказалась готова, Израиль – нет. Поневоле застесняешься, пусть это и дела минувших дней – но им нет срока давности.
Саргсян: ни одно пятнышко не должно упасть на день памяти жертв Геноцида — видео>>
… А вообще-то, повторю то, в чем я лично просто убежден. Нам совершенно не должно быть интересно, какая страна признала, а какая не признала Геноцид. У нас есть миллион неизмеримо более важных, срочных и неотложных дел – нам страну надо поднимать, поднимать так, чтобы через некоторое время не пришлось еще раз всем народом выходить на улицы. И если мы создадим, наконец, честную, свободную и справедливую Армению, это и станет лучшей данью памяти миллионам жертв турецкого ятагана.