Арам Гарегинян, Sputnik Армения.
Какой кремень тверже: камень или человек? Спросите армянских атомщиков, и они ответят: не сыскать человека надежнее и тверже, чем Максим Кремень.
Долгие годы он работал в атомной энергетике Украины. А в 70-е годы приехал на строительство Армянской АЭС.
В середине апреля Максим Кремень — председатель союза ветеранов атомной энергетики и промышленности Украины — снова приехал в Армению, на международный семинар коллег-ветеранов.
"Я работал тут на строительстве, с самого основания. Монтировал теплотехнику, был одним из руководителей ее опробования", — вспоминает он.
Добрым словом он до сих по вспоминает армянских товарищей. С ними он до сих пор видится в составе миссий МАГАТЭ на различных объектах. "Знаем друг друга прекрасно, но отношение к работе все такое же строгое, без поблажек. Да они нам и не нужны. Мы — люди старой закалки. Нас учили все делать на совесть", — улыбается он.
Максим Кремень был одним их тех, кто строил и пускал все четыре энергоблока Чернобыльской АЭС. И когда в апрельские дни, 32 года назад, на эту землю пришла беда, он не пожалел себя и пошел на передний край.
"Евросоюз должен быть искренен" — парламент Армении рассмотрит новое соглашение с ЕС >>
Подходил ли Максим Кремень к эпицентру — машинным залам энергоблоков на станции? В ответ он только улыбается.
"Я ходил в такие зоны, что мы думали — конец уже, все. Мои друзья, которые со мной были, очень боялись. Сначала один умер, потом другой. А я себя настраивал, что ничего у меня нет, и даже говорить ничего никому не надо.
Надо верить в себя. Главное — не верить, что с тобой что-то может быть. А то как начинаешь думать о плохом, ты привлекаешь это все. И вот сейчас мне семьдесят восемь, а я, как ни странно, живой", — говорит он.
До самого последнего времени он работал на Хмельницкой АЭС, заместителем директора. Утверждает: беспокоиться нечего. Главное — вырастить хорошую смену. "Очень многие профессионалы уезжают за рубеж, потому что платят там несомненно больше. Но кто-то и остается. Поэтому ветеранов надо привлекать, чтобы передавать им опыт", — говорит Кремень.
У таких, как он, есть чему учиться и в профессии, и в жизни, заверяют его армянские товарищи.