Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
За свои транзитные преференции Германии придется столкнуться с Америкой в лобовой схватке
Можно предположить, что проблема тут в первую очередь кроется именно в российском газе. Конкретнее – в пресловутом "Северном Потоке – 2". Именно из-за этого проекта во взаимоотношениях между Германией и Америкой проблем получается больше, чем вообще между США и Европой.
Ведь и проблема с иранским ядерным договором, и санкционная тематика, касающаяся России и оборачивающаяся европейскому бизнесу многими миллиардами убытков, в итоге будут либо преодолены, либо европейцы, сообща скрипя зубами, согласятся на условия американцев.
А вот что касается поставок российского газа в Германию напрямую (в обход Украины, по дну Балтийского моря), а отсюда – и дальше в Европу: эта проблема конкретного и отдельно взятого Берлина. Заинтересована в реализации "Северного Потока – 2" именно Германия, и бороться за реализацию этого проекта Берлину в любом случае придется в одиночку.
Причем бороться в условиях, когда поддерживать ее в Европе не будет никто. Некоторые из стран – исключительно в силу вредности. Некоторые — в силу желания хоть так, транзитом, поддержать Украину. А некоторые и в открытую — из чувства зависти: ведь в случае запуска проекта "Северный Поток – 2" Германия превращается в транзитную страну. Со всеми вытекающими отсюда преференциями. Как финансовыми, так и геополитическими.
Поэтому и следует с большой степенью вероятности предположить, что для самой Меркель поездка в США была важна в первую очередь исходя из надежды, что Вашингтон в итоге откажется от своего желания любой ценой пресечь возможность запуска проекта.
Повторюсь – официально о результатах переговоров пока еще ничего конкретно не известно. Однако само выражение лица Меркель после переговоров тет-а-тет могло сказать многое. Видимо, мадам действительно пришлось выдержать серьезную атаку со стороны не самого джентльменски настроенного мужчины, который встречался ей в жизни.
США, прикрываясь Украиной, обделывает свои делишки
При всем при этом следует помнить еще одну, весьма важную составляющую в проблеме, связанной со строительством второй ветки Северного потока. А именно – финансово-экономические интересы, которых придерживаются Соединенные Штаты.
На Западе (и в Европе, и в Америке) говорят, что Россия, протягивая вторую нитку Северного потока по дну Балтийского моря, решает конкретную политическую задачу. А именно – старается заключить Украину в клещи энергетической блокады, и в то же время лишает эту страну выгод, связанных с транзитом российского газа в Европу.
В Кремле на это резонно отвечают, что на самом деле Украина попросту не в состоянии обеспечить сохранность перекачиваемого через его территорию природного газа. Образно говоря – воруют голубое топливо на "голубом глазу".
Сам Трамп до подобных обвинений в адрес России не дошел – он бизнесмен, знающий себе цену и понимающий, что ни вся Европа, ни администрация украинского президента попросту не в состоянии гарантировать безопасность российского газа. Ситуация в стране вовсе не такая, чтобы можно было довериться.
Однако задачу, которую Трамп решает, не столько геополитическая (чтобы российский газ поступал в Европу именно через Украину), сколько торговая. Ему необходимо создать такие условия, при которых на европейский рынок энергоносителей поступало бы минимум российского газа.
И связано это опять-таки не с желанием оградить европейские страны от зависимости от российского голубого топлива, а с тем, чтобы европейцы покупали и использовали американское – тот самый сжиженный газ, который Соединенные Штаты уже начали поставлять в Европу.
Тут работает обыкновенная математика, которая гласит, что в ближайшие несколько лет объемы потребления газа в Европе в среднем увеличатся процентов на 40-50. Конкретно в самой Германии – на 60.
Открывается серьезный потребительский рынок, который американским бизнесменам хотелось бы захватить самим, оттеснив оттуда российский Газпром. А вся остальная риторика, касающаяся геополитической составляющей в проблемах, связанных со второй ниткой Северного потока – это откровенно от лукавого.
И в то же время Германия, которой хотелось бы покупать именно российский газ (поскольку он дешевле американского сжиженного процентов на 50), готова серьезно повздорить с американцами, вцепиться за свое выгодное место под солнцем на энергетическом рынке.
Даже из-за "Турецкого транзита" Вашингтон не рискнет войти в клинч с Анкарой
Но и это еще не все. Буквально на днях поступила информация о том, что Россия закончила строительство подводной части первой нитки газопровода “Турецкий поток”, которая будет поставлять российское голубое топливу в южную и юго-западную Европу.
На самом деле Турция – это американцам не Германия, на которую, образно говоря, можно рявкнуть. Наоборот, судя по развитию событий на международной политической арене, Соединенные Штаты делают все возможное, чтобы наладить с официальной Анкарой максимально дружеские отношения.
В этом плане Турция необходима американцам именно с геополитической точки зрения, поскольку является ключом на Ближний Восток, в ту же Сирию, например. И входить в клинч с турками из-за поставок российского газа, американцам не с руки. Но как только первая нитка газопровода заработает (а этого ждать уже недолго), то объемы прокачиваемого через Украину газа резко сократятся.
Ведь именно через украинскую трубу сегодня проходит порядка 50% газа, затем поступающего в ту же Турцию. И Киев с удовольствием получает деньги за транзит.
А сейчас Турция, фактически, станет обходиться без транзитных выплат – все голубое топливо будет поставляться в страну напрямую. Причем не исключено, что нитка "Турецкого потока" будет заполнена уже в текущем, 2018 году.
Однако ведь дело этим не ограничится, и как только заработает вторая нитка "Турецкого потока", то российское голубое топливо начнет поступать уже в Европу. Либо через Грецию и Италию, либо через Болгарию и Сербию будет наполнять австрийский газовый хаб.
То есть та же Германия будет закупать российский же газ уже с дополнительной выплатой за транзит нескольким странам, если не сможет отвоевать у американцев свое право участвовать в проекте "Северный Поток-2" по дну Балтийского моря.
Немцы не будут, образно говоря,"транзитерами", которым платят другие страны, соседи, а платить будут сами…
Именно поэтому некоторые из экспертов предполагают, что в ближайшей перспективе отношения между Германией и Соединенными Штатами из-за российского газа ухудшатся. И это – не считая других проблем. Тех же российских санкций, например. Которые достаточно тяжело отразились на финансовом состоянии немецких корпораций.
То же самое касается иранской ядерной программы, из-за которой все может развернуться так, что европейцам придется вновь перестать торговать со страной, на которою есть серьезные виды.
И все весьма искренне отражалось на лицах и Меркель, и Трампа, когда после встречи тет-а-тет они появились на публике. "Не договорились", – выдохнули дипломаты и журналисты, и, кажется, были правы.