Родители Алена Терзяна оказались во Франции после фактического побега из Западной Армении в самом начале 1920 годов. Ален родился 2 мая 1949 года в Париже, к тому времени его отец владел неплохим текстильным бизнесом, а для кинематографической карьеры сына не было никаких предпосылок. Несмотря даже на проживание в Латинском квартале, среди парижской богемы.
В Латинском квартале артистов было негусто: скорее уж тогда занятия рисованием могли быть в перспективе, в свободное от помощи отцу по бизнесу время. От того ли, что родители развелись, по какой-то иной причине — не случилось в судьбе Алена ни живописи, ни бизнеса. То есть бизнес случился, но иного толка — не сосчитать фильмов, начинающихся титрами: "Ален Терзян представляет".
"Я больше француз, чем любой француз, и настолько армянин, как и любой армянин", — эти слова Терзян скажет, когда оценит уникальные возможности, открывшиеся перед ним, как носителем подобной широкой самоидентификации. А решающую роль сыграла встреча юного Алена с Ашотом Малакяном, больше известным под именем Анри Вернёй.
Именитый режиссер пригласил Алена к себе в студию поработать. В первые же дни работы Терзян познакомился не с кем-нибудь, а с Жаном Габеном и Аленом Делоном — согласимся, что не связать после этого свою жизнь с кинематографом было бы нелепостью, фатальной ошибкой.
Тайна Седракяна, или Кто заставил Пастернака поверить, что коньяк говорит по-армянски >>
Ален попал в мир кино, но несколько замысловатым путем, через экономическое отделение Сорбонны. Он написал заметный научный труд о системе французского кинематографа — через экономическую призму, конечно. Но экономика — наука точная, а Терзяну, видимо, хотелось более творческого занятия, и он подался в кинопродюсеры, где полученные сорбонские знания оказались совсем не лишними.
Теперь Ален Терзян — со-руководитель Каннского кинофестиваля, председатель Союза продюсеров Франции и президент французской киноакадемии "Сезар", а список фильмов, которые он спродюсировал и в которых сыграл сам, насчитывает несколько десятков названий.
Когда-то Терзяна сильно удивил знаменитый Ив Монтан. Артист однажды попросил его поприсутствовать на съемках фильма "Берег левый — берег правый", и на съемочную площадку они поехали вместе. Совершенно неожиданно Монтан заговорил с Терзяном на очень хорошем армянском — выяснилось, что детство и отрочество Монтана прошли среди марсельских армян.
Кроме знакомства с Вернёем полезным оказалось и общение с легендой кинопродюсирования Александром Мнушкиным; он занимался такими лентами, как "Фанфан-тюльпан", "Зануда", "Великолепный", "Профессионал" и множество других. Терзян, как признавался сам, не был уверен, что у него получится режиссером, поэтому попробовал стать продюсером.
"Вертолет Иосифьяна", ледокол и Гагарин, или Сумасшедшая история "электрикоса" всех армян >>
Это получилось: "Пришельцы", "Между ангелом и бесом", "Фанфан — аромат любви" — только три названия из более чем сотни фильмов, к которым приложил руку кавалер ордена Почетного легиона. А девять лет назад Терзян ввел в фильм армянскую тематику — правда, почему-то про армянский клан мафиози. Эта картина называется "Замкнутый круг", а главных армян-мафиози сыграли Гаспар Улье и Жан Рено.
Сам продюсер, однако, не считает, что историческая родина славна одной мафией. В одном из интервью он говорил, что чувствует себя в Армении как дома, и особенно ему нравятся девушки — Терзян бывает в Ереване пусть и не каждый год, но довольно часто.
И люди ему очень нравятся, с их огромным потенциалом и внутренней силой. Во Франции, говорит Терзян, все иначе: народ вечно чем-то недоволен, все ноют, то питание им не по душе, то обувь неудобная… А у Армении, считает продюсер, есть сила, есть вера в свое предначертание и в то, что она достойна лучшей судьбы.
Маэстро приезжает в Армению отдохнуть, набраться оптимизма, "отремонтировать" мозг и вернуться обратно, окрыленным и полным новых идей.