Жанна Погосян, Sputnik Армения
В отличие от многих европейских городов, Ереван не приспособлен для велосипедной езды. Во всем городе нет ни одной разделенной дорожки для велосипедов, нет отдельных парков, а велосипедные стоянки построены в неудобных и невидимых для велосипедистов местах. Но с каждым днем в Ереване желающих кататься на велосипеде становится все больше.
Sputnik Armenia побеседовал с Арманом Антоняном — не только велосипедистом со стажем, но и президентом Федерации велосипедистов, любительского велоспорта и спортивного туризма Армении. Он подсказал несколько способов, которые могут помочь превратить Ереван в удобный для велосипедной езды город. Федерация также передала соответствующие преложения министерству спорта и молодежи Армении, ждут ответа.
Не разделенные дорожки, а "раздели дорогу"
В Ереване пробовали нарисовать на дорогах специальные отметки для велосипедистов. Однако велосипедисты редко могли ими пользоваться, так как водители маршруток и автомобилей полностью игнорировали их право ехать на отмеченных дорожках. Отделить дорогу нитью, разноцветным асфальтом или палками — тоже не вариант, так как дороги в Ереване слишком узкие, и после таких изменений горожане целый день будут стоять в пробках.
Существует более легкий и комфортабельный вариант решения проблемы — особые дорожные знаки.
"Есть знаки, предупреждающие водителей, что поблизости могут находиться дети и нужно ехать осторожней, — объясняет Арман Антонян. — По такой же логике мы предлагаем использовать знак "Раздели дорогу".
На знаке нарисованы автомобиль и велосипед, "мирно" разделившие дорогу друг с другом. Знак "Раздели дорогу" будет стоять на тех улицах, которые чаще всего используются велосипедистами.
На велосипедиста в Ереване смотрели, как на голого, или О героях блокированных улиц >>
Знак будет психологически воздействовать и на водителей автомобилей, которые будут ехать осторожнее и, если нужно, уступать дорогу велосипедам, и на велосипедистов.
Чтобы велосипедист смог ехать на транспорте
Бывает, что велосипедисту хочется использовать транспортные средства: может, он устал от езды или живет далеко от улиц, где ездит на велосипеде и пр. Сегодня в Ереване ему будет очень сложно найти такси или общественный транспорт с удобствами, которые позволят прихватить с собой велосипед. Метро тоже не самый удобный вариант.
В Европе давно используют особые крепления для велосипедов, которые можно встретить на общественном транспорте. Велосипедисту требуется всего лишь 30 секунд для того, что прикрепить свой велосипед и сесть в автобус. Прикрепленные велосипеды не помешают водителю видеть дорогу. Крепления стоят недорого, сэкономят время велосипедистам и разгрузят дороги.
О парковке велосипедов
Еще один важный пункт — стоянка для велосипедистов и их парковка. Сейчас в Ереване можно встретить несколько велосипедных стоянок, но чаще всего они пустые.
Причина — неудобное расположение для велосипедиста.
"Велосипед — не машина, чтобы ее парковать где угодно и быть спокойным, — говорит Арман Антонян, — велосипедисту психологически хочется находиться вблизи велосипеда. Если невозможно построить стоянки в более удобных местах, то мы предлагаем вывесить видеокамеры наблюдения над стоянками".
В таком случае велосипедист будет уверен, что если даже его велосипед украдут, вора можно будет найти. Многие замки велосипедов можно разрезать. Для этого также есть решение — железные замки, которые стоят намного дороже, чем обычные замки, но и защищают велосипед от попыток кражи.