Каждый армянин, которому довелось побывать в знаменитом Британском музее, старается найти в многочисленных залах прежде всего бронзовую голову женщины, подписанную: The Satala Aphrodite, которая датируется 200-100 годами до нашей эры. Есть гипотезы, авторы которых утверждают, что голова эта — независимо от того, как подписали ее британцы — принадлежит статуе армянской богини Анаит.
Что-что, а изображение богини-матери армянам хорошо знакомо: оно было на пятитысячной купюре старого образца, ныне вышедшей из обихода, на почтовой марке… Кроме того, Анаит посвящена первая золотая памятная монета Республики Армения номинальной стоимостью 25 тысяч драмов, вышедшая в обращение в 1997 году. Копия фрагмента выставлена в Музее истории Еревана.
В действительности мнения исследователей относительно того, какому народу принадлежит бронзовая голова, найденная у местечка Садак (древняя Сатала, недалеко от современного города Ерзнджан (Ерзнка)), несколько расходятся. Дело в том, что эта земля, в наши дни находящаяся на территории Турции, в те далекие времена была Арменией.
Да, с одной стороны, бронзовая голова является произведением позднего эллинизма, но, с другой, — в Армении в период с I века до н.э. по III век н.э. верховная богиня Анаит пользовалось особой популярностью. Культ ее распространился в период зороастризма и эллинизма. Ей были посвящены многочисленные храмы. Согласно "Краткой армянской энциклопедии", главная ее святыня, выполненная из золота, находилась как раз в главном храме города Ерзнка, из-за чего эта область и называлась Анаитакан.
Языческая Пасха в современной Армении: кто ее празднует и почему >>
Стоит заметить, что в 34 году до н.э. солдаты римского полководца Марка Антония разграбили храм и разделили между собой золотую статую. Языческие храмы, посвященные богине Анаит, были также в Арташате, Армавире, Аштишате, Багаране и на других армянских землях.
Бесценная находка турецкого крестьянина
Фрагмент статуи был найден турецким крестьянином в 1872 году. Не сумев, по-видимому, оценить находку по достоинству, он продал ее за небольшую сумму столичному коллекционеру.
Так, переходя некоторое время из рук в руки, бронзовая голова в итоге оказалась у известного итальянского коллекционера Алесандро Кастеллани, который продал произведение Британскому музею. Спустя некоторое время галерее подарили и левую руку статуи, сжимающую ткань. Она, скорее всего, была найдена тем же крестьянином недалеко от того места, где он нашел голову статуи.
В Британском музее это произведение выставили в греко-римском зале, подписав ее: "Бронзовая голова культивируемой статуи Анаиты — местной богини, представленной в образе Афродиты. 200-100 год до нашей эры. Северо-восток Малой Азии (Малая Армения)".
В 2012 году Молодежный фонд Армении во главе с тогдашним министром науки и образования Армении Арменом Ашотяном организовал акцию по возвращению фрагментов статуи богини Анаит из Британского музея в Армению. Был организован сбор подписей, и около 20 тысяч представителей молодежи из столицы и десяти областей страны присоединились к акции. В итоге удалось добиться только того, что посольство Великобритании обещало организовать выставку в Армении. Обещание, разумеется, не было выполнено. Тем не менее, через некоторое время идею подхватил студент Калифорнийского университета Геворк Мартиросян, тоже организовав кампанию по сбору подписей с целью передачи Армении этого экспоната. Тоже безрезультатно.
Столит ли возвращать богиню Анаит в Армению?
Международный эксперт в области искусства, антиквар, арт-дилер и директор Galerie Berdj Achdjian в Париже Бердж Ашджян также придерживается мнения, что один из ценных экспонатов Британского музея — это именно армянская богиня любви и плодородия.
"По сути, все больше специалистов сходятся во мнении, что так называемая The Satala Aphrodite — это армянская языческая богиня Анаит в образе Афродиты или Артемиды", — говорит он в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
При этом Ашджян считает акции с требованием вернуть фрагмент в Армению, мягко говоря, нецелесообразными.
По его мнению, подобные проекты не только не увенчаются успехом, но, напротив, могут серьезно навредить делу. Ведь в таком случае Турция, в свою очередь, может потребовать вернуть произведение искусства, поскольку тогда, когда оно было найдено, эта территории принадлежала Османской империи.
С другой стороны, эксперт задается вопросом: сколько людей увидит эту работу в Армении? Так или иначе, намного-намного меньше, чем в Лондоне.
Он советует действовать более грамотно: "Мы должны сосредоточиться на научной стороне вопроса. Я убежден, что этот предмет искусства принадлежит эпохе Тиграна Великого, и именно на этом нужно делать акцент. Есть же ведь сасанидкий стиль или стиль эпохи Людовика XIV, так почему же не должно быть стиля эпохи Тиграна Великого?".
Ашджян считает, что необходимо развивать именно эту идею и обратиться в Британский музей с предложением подписать работу: "Армянская империя Тиграна II Великого".
Армянская новогодняя кухня в старину: есть, чтобы жить >>
"В таком случае фрагмент статуи будет позиционироваться как часть армянского культурного наследия, несмотря на то, что выполнена работа в эллинистическом стиле, ведь в империи всегда множество направлений. Когда мы сможем обосновать это учение, тогда Министерство культуры Армении сможет вести переговоры с Британским музеем относительно того, чтобы раз в десять лет или еще чаще произведение выставлялось бы также в Армении", — отмечает он.
Таким образом, вместо того, чтобы тратить силы и время на бесполезный сбор подписей, армянские искусствоведы могли бы направить свою энергию в более созидательное русло.