Военная драма "Собибор" режиссера и актера Константина Хабенского успела за несколько дней не только удостоиться симпатий европейских покупателей и впечатлительных синефилов, но и стать предметом жарких споров в среде историков-ненавистников.
В основу сюжета "Собибора" легло поразительное историческое событие.
Близ почти одноименной деревни — Собибур — на юго-востоке Польши с мая 1942 года действовал концентрационный лагерь "Собибор", известный не только как лагерь смерти (около 250 000 человек погибли в его застенках), но и исключительной победы воли.
Именно в этом концлагере, спустя год после его создания, произошло беспрецедентное по своему масштабу (наряду с Треблинкой) восстание узников, о котором 50 лет спустя президент Польши Лех Валенса скажет следующее:
"Они спасли свое достоинство и честь, они отстояли достоинство человеческого рода. Их деяния нельзя забыть, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью, когда вновь осуществляется геноцид.
Роскошные наряды и милые гримасы звезд мирового кино — прямиком из Канн>>
История Собибора — это еще и завет гуманизма и достоинства, триумф человечности".
Восстание возглавлял офицер Красной Армии Александр Печерский, роль которого сыграл сам Хабенский. Звездный состав картины пополнил франко-американский актер Кристофер Ламберт, воплотивший на экране образ унтер-офицера СС Карла Френцеля.
Многие после просмотра сравнивали персонаж Ламберта с другим знаменитым злодеем — комендантом концентрационного лагеря в Плашове Амоном Гетом, которого в свое время блестяще сыграл Рэйф Файнс в оскароносном "Списке Шидлера" Стивена Спилберга.
Таким образом, основные обсуждения критического содержания развернулись не столько вокруг художественной составляющей картины, сколько фактологической. И, кажется, историки будут спорить гораздо дольше и эмоциональнее кинокритиков.
Действительно ли восстанием руководил Печерский? Действительно ли восстание первое или единственное успешное? Правда ли оттуда сбежало около пятисот человек? Действительно ли потом поляки сдали беглецов немцам?
Критики же с киноманами на каннском рынке во многом сошлись на том, что фильм действительно трогательный, местами — мощный и в целом — удачный. Особенно, если учесть тот факт, что фильм, снятый по мотивам книги "Александр Печерский: прорыв в бессмертие", стал режиссерским дебютом Константина Хабенского.
Режиссер представляет свой фильм "Собибор" на кинорынке в Канне.
Режиссер представляет свой фильм "Собибор" на кинорынке в Канне.
Режиссер представляет свой фильм "Собибор" на кинорынке в Канне.
Режиссер представляет свой фильм "Собибор" на кинорынке в Канне.
Режиссер представляет свой фильм "Собибор" на кинорынке в Канне.
Режиссер представляет свой фильм "Собибор" на кинорынке в Канне.
Стоит вспомнить, что по другой документальной книге американского писателя Ричарда Рашке, за три десятилетия до Хабенского, британский режиссер Джек Голд снял картину "Побег из Собибора" (также были использованы мотивы книг "Из пепла Собибора" Томаса Блатта и "Ад в Собиборе" Станислава Шмайзнера.). Роль Печерского тогда досталась самой знаменитой нидерландской звезде Голливуда Рутгеру Хауэру.
Ева Герцигова, Белла Хадид и Мия Муци: Канны как магнит красоты — фотолента>>
"Фильм произвел сильное впечатление, несмотря на то что я был знаком с этой ужасной, но в то же время воодушевляющей историей еще по картине 87-го года. Но, на мой взгялд, Хабенский сыграл лучше Рутгера Хауера — русский все-таки. Да и сам фильм сейчас, в эпоху глобализации, когда мир начинает походить на большой концентрационный лагерь, выглядит актуальнее", — сказал в беседе с Sputnik Армения французский киножурналист Гийом Пернье.
На каннском кинорынке фильм вызвал также коммерческой интерес: картину уже приобрели некоторые европейские страны.
Одной из первых права на демонстрацию приобрела Франция, устроившая в Страсбурге премьеру, в рамках которой в резиденции Совета Европы обсуждался вопрос о возможном утверждении Европарламентом дня восстания —14 октября, как особой общеевропейской даты.