ЕРЕВАН, 17 мая – Sputnik. Подписание так называемого "Бишкекского протокола" исходило из интересов армянской стороны, оно учитывало сложившуюся военно-политическую ситуацию, сказал Sputnik Армения экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян.
Он отметил, что не будет раскрывать все детали сложившейся на тот момент военно-политической ситуации, но многие критикующие соглашение о перемирии люди, мало представляют, что происходило в реальности.
""Бишкекский протокол" — такого документа нет. Есть протоколы от 18 февраля и 16 мая. В Бишкеке был призыв к делегациям Армении, Азербайджана и Карабаха к прекращению огня. А документ, который определяет, куда отводить войска, где наблюдательные пункты, бесполетная зона, четкое обозначение линии соприкосновения есть в документе от 16 мая", — сказал Арутюнян.
Россия сдержала Азербайджан от "карабахских ошибок" — посол>>
По его словам, соглашений о прекращении огня были несколько, первый не был реализован. Формально никто не мешал армянским силам идти дальше, но военно-политическая ситуация была иная.
"Решение было принято с оценкой ситуации, линии соприкосновения, военно-политической ситуации в регионе. Азербайджан через это соглашение хотел добиться возвращения армянских сил к границам НКАО 1988 года, но не смог", — сказал Арутюнян.
Он отметил, что о выгодности этого документа свидетельствует попытка Азербайджана отказаться от него на следующий день.
"После провала попытки они заявили, что Мамедов (министр обороны Азербайджана) не имел права подписывать документ. Это единственный документ, где стоит подпись Нагорного Карабаха как стороны конфликта", — отметил Аруютнян.
По словам Арутюняна, документ от 16 мая ("Протокол о реализации протокола от 18 февраля 1994 года") полностью соответствовал интересам Армении и сложившейся военно-политической ситуации.
16-17 мая 1994 года в Москве, при посредничестве Грачева, прошли четырехсторонние переговоры между руководителями военных ведомств трех сторон конфликта. На ней была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.