Арман Ванескегян, Sputnik Армения.
Варданян организует выставку. Одну из самых необычных, которые себе можно представить — выставку лаваша. Но не обычного, а выпеченного в конкретном тонире, в одной из близлежащих к Еревану деревень.
Ну, сам по себе лаваш – это уже ценность. В ЮНЕСКО признали лаваш нематериальным культурным наследием человечества. Однако лаваш на выставке, которую организует Артур Варданян, не простой. Выпеченный в том самом тонире лаваш получается… с изображением лика Христа. Своими наблюдениями он поделился со Sputnik Армения.
"…Все началось с проекта о документальном фильме про лаваш,- рассказывает режиссер. — Съемочная группа подыскала подходящий тонир в одной из ближайших к Еревану деревень, где пекут лаваш. Начали снимать, и когда деревенские женщины стали доставать готовый хлеб из горячего тонира, вдруг какие-то узоры на румяной стороне лаваша вызвали ассоциации…
Ну, у меня вообще есть привычка – часто вглядываюсь в облака, горы, поля… Видимо, это чисто режиссерское, подсознание вне зависимости от тебя все время находится в поиске новых, интересных, оригинальных, нестандартных кадров, каких-то креативных решений. Вот и присматриваюсь постоянно.
Тут было то же самое – какой-то нестандартный штрих зацепился краем глаза. Присмотреться не успел, как из тонира вытащили второй лаваш, потом третий. И на каждом из них все отчетливое просматривался лик.
Я попросил съемку пока остановить, подошел ближе к стопке уже готового лаваша, присмотрелся, перевернул, посмотрел на второй, третий – так и есть. Изображение лица, которое ни с кем не перепутаешь.
Потом несколько часов всей съемочной группой присматривались, обсуждали. Просили деревенских женщин выпечь очередную порцию. Так и есть – то же самое изображение.
Потом мы попросили поменять стенку тонира, поменять угол, под которым лист раскатанного теста прилепляется к раскаленной стенке. Интересно, что ничего не понимающая женщина сказала, что самый "правильный" лаваш получается именно на этой стенке печи. Но если очень хотим – то попробует.
Вытащила горячий, свежевыпеченный лаваш — всей группой набросились, рассматривали, переворачивали. Нет, не получилось, нету лика. Вернулись на ту же стенку, повторили опыт – получилось.
В первый момент сельчане, видимо, решили, что вся съемочная группа сошла с ума. Вместо того, чтобы делать свою работу, снимать свой фильм, носимся как угорелые вокруг тонира, что-то обсуждаем, показываем друг другу.
Потом, когда мы им объяснили, в чем дело, показали, в какое изображение складывается узор зарумяненного в тонире раскатанного теста, они застыли с открытыми ртами. Неужели никогда не замечали, спрашиваем? Нет, говорят, чего там замечать, ну хлеб как хлеб… Разве что именно на этой стенке, именно под этим углом раскатанное тесто правильнее всего выпекается на раскаленной стенке тонира…
…Мы долго ждали, пока тонир остыл, и потом полезли в него, внимательно рассматривая все трещины на вековой давности глине. Никакого изображения, никаких узоров, складывающихся в лик Всевышнего. Ну, трещины и трещины. Что в них такого.
Но ведь буквально за час до этого, прямо перед нашими глазами в раскаленном армянском тонире рождалось чудо. Да и вот она, перед нами – целая стопка лаваша, выпеченного именно в этом тонире.
И на нем – явное, четкое изображение лика, который доселе человечество видело лишь на знаменитой плащанице. Да сами судите…" — говорит Артур Варданян и показывает фотографии, а потом и сами тридцать три экспоната будущей выставки.
Армянский лаваш: что вы о нем знаете>>
Тридцать три листа лаваша, выпеченного в том самом тонире, местоположение которого Артур категорически отказывается назвать: "Если честно, боюсь, что начнется откровенное паломничество… Не хотелось бы. Главное же не в том, что конкретно в какой-то деревне на лаваше сам собой получается лик Христа.
Главное то, что лаваш, хлеб – он сам по себе для людей – творение Господа, Дар Божий. И лаваш – это экспонат для любой выставки, безотносительно к тому, есть на нем изображение, или нет".
Саму выставку, объясняет режиссер Артур Варданян, он все-таки решил организовать, потому что представил, что действительно очень много людей хотели бы увидеть подобное, настоящее чудо. Просто заказал ровно 33 листа лаваша, выпеченного в заветном волшебном тонире.
"На выставке сами убедитесь, что листы лаваша получаются разные. И очень румяные, с чуть ли не обгорелыми краями и прожженными в тесте дырками. И светлые, практически белые, почти что недопеченные. Но на всех на них, выпеченных именно в том тонире – вот это изображение".