Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Строго говоря, угрозы соседа разбомбить Армению из Нахичевани можно пропустить мимо ушей, как заявления для внутреннего пользования, как пустую браваду. Реальностью они могут стать лишь в случае невменяемости правителей гособразования к востоку от Армении. Ведь, во-первых, ответный удар будет неизбежным (возможности для убедительного отпора есть), а во-вторых, это вряд ли допустит даже Турция, не говоря уже о России.
И поставки ЗРК "Тор" спустя неполную неделю после встречи нового армянского премьера с российским президентом – тому свидетельство. Это – недвусмысленное действие, чтобы никто не питал иллюзий.
На фоне поставок Армении новейшего вооружения, Баку тратит огромное количество средств на закупку оружия и на различные военные учения. В последних числах мая в районе Карса пройдут очередные азербайджано-турецкие маневры: условный противник, без сомнения, будет в очередной раз доблестно повержен.
А вот угроза обострения ситуации на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения, в отличие от нахичеванской границы, реальна. Правда, сейчас ситуация не способствует слишком уж резким телодвижениям Баку, и тому есть несколько причин.
Выборы в самом Азербайджане, в силу их безнадежной предсказуемости, конечно, на этот аспект региональной напряженности повлиять не могли. А вот внутриполитические события в Армении, по понятным причинам, отложили переговоры по Карабаху в рамках МГ ОБСЕ на неопределенный срок.
Если бы в Баку никого не слушали и захотели половить рыбку в мутной воде, то очередная авантюра уже была бы затеяна. Но прислушиваются, не затевают, выжидая и одновременно пытаясь понять, какие новые подходы (если они, конечно, будут) возьмет на вооружение в переговорах новое армянское правительство.
Турции сейчас не до азербайджанской головной боли, у Эрдогана через месяц будут выборы самого себя. Правда, нет гарантии, что оппозиция не окажет сильного сопротивления. Оно, конечно, в соответствии с местными обычаями, будет жестоко подавлено, но все же многое зависит от силы протестных выступлений.
Потом, когда Эрдоган выберет самого себя, Турция начнет переход от парламентской республики к президентской, и этот процесс займет не один день. Сам будущий президент уже обещал после оформления своего президентства начать новую военную кампанию в Сирии, в Манбидже. Там он опять нашел отряды курдской самообороны, которые и намеревается громить.
Да и Трансанатолийский газопровод открывать надо в середине июня. Предполагается, что азербайджанский газ начнет поступать в Европу в 2020 году, и вряд ли газопровод поставят под удар. А тут еще и футбольный чемпионат в России вынудит пушки молчать. В том смысле, что два крупных игрока, которые имеют влияние на стороны конфликта, что называется, держат ситуацию под контролем.
Все приведенные аргументы в пользу сохранения относительного перемирия в зоне карабахско-азербайджанского конфликта, конечно, имеют ограниченный срок годности. В долгосрочной перспективе многое может измениться, и тогда положение вещей нужно будет оценивать, исходя из вновь сложившихся реалий. А пока, скорее всего, сохранится ситуация ни войны, ни мира, с периодическими вспышками активности и временным ее затуханием.
Ожидания Баку по Карабаху: стоит ли ждать переговоров при Пашиняне>>
Баку, конечно, продолжит готовиться к войне, закупая оружие, проводя учения и сотрясая медийное пространство громкими, но, как правило, пустыми заявлениями, когда министр иностранных дел говорит о необходимости мирных переговоров, а министр обороны без устали озвучивает призывы к полномасштабной войне. И это тоже не ново под луной.