Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Правда, Иран переходит не то, чтобы к ультиматумам, но к выдвижению достаточно жестких условий и настроен бескомпромиссно. Собственно, ультиматум-то получил Тегеран, от Вашингтона, и не отреагировать на него жестко означало бы расписаться в своей слабости. Чего, конечно, страна, претендующая на роль регионального лидера (в том еще регионе), позволить себе не может.
Итак, устами духовного лидера Исламской Республики аятоллы Хаменеи, Тегеран поставил в среду перед Европой список условий из семи пунктов, соблюдение которых, как предполагается, сохранит Иран в ядерной сделке. В первую очередь Хаменеи обращался к Германии, Великобритании и Франции, как к странам, определяющим политику Европы и ее экономические устремления.
"Мы не хотим затевать борьбу с этими тремя странами, но, как неоднократно показывала история, Европа следует за США. Поэтому страны ЕС должны прекратить свое молчание и доказать, что они работают над ядерным соглашением. В случае малейшего промедления с ответом со стороны европейских стран Иран оставляет за собой право начать свою ядерную деятельность", — предупредил Хаменеи.
"Джавелины", "Торы", дроны-камикадзе: все флаги в гости к нам — на Южный Кавказ>>
В частности, Тегеран настаивает на европейских гарантиях по продажам иранской нефти и на беспрепятственном сотрудничестве европейских банков с Ираном. "Если США удастся помешать продажам нашей нефти, мы должны иметь возможность продать желаемый объем топлива. Европейцы должны в форме гарантий компенсировать это и покупать иранскую нефть", — заявляет Хаменеи.
Кроме того, иранские требования к европейцам включают отсутствие темы ракетной программы страны на переговорах и невмешательство в региональную активность и политику Тегерана. Али Хаменеи также заявил, что Европа должна "оказать противодействие" попыткам США ввести санкции против Ирана.
Редко кто позволяет себе говорить с Европой языком требований, но Тегеран, очевидно, имеет это право. В конце концов, страну принудило к такой тональности откровенно провокационное отношение Соединенных Штатов, и Тегеран ведет речь об условиях, жизненно для него необходимых.
Трамп, кажется, всеми силами пытается разжечь огромный ближневосточный конфликт – он-то отсидится за океаном, а вот Европе как раз сильные ожоги будут гарантированы. И не только экономические ожоги.
Впрочем, Европа, в первую очередь – Германия, отлично это осознает. Потому и полетел министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас в Вашингтон, чтобы встретиться с американским коллегой Майклом Помпео. После вчерашней встречи он был краток.
"Я думаю, мы далеки от компромисса", — сказал Маас, добавив, что предложил Помпео организовать встречу с участием Германии, США, Великобритании и Франции по поводу иранского ядерного соглашения. Маас с сожалением констатировал, что США и Европа "выбрали два абсолютно разных курса", что, по его словам, может сказаться и на трансатлантических отношениях.
Помпео зачитал ультиматум, Роухани ответил сквозь зубы: что, если этот виток будет горячим>>
Некоторые комментаторы высказывают мнение, что Европа, в конце концов, пойдет на большие уступки американскому давлению – ведь достижение компромисса предполагает именно такой подход. В этом контексте отмечается, что Помпео намеренно озвучил самые максималистические требования (те самые 12 ультимативных пунктов), чтобы оставить путь к небольшому "смягчению" американской позиции.
Однако эксперты из числа наиболее информированных сходятся во мнении, что на сей раз Европа, ведомая в данном случае Германией, не сломается и на уступки не пойдет. Позиция Берлина обусловлена как вполне оправданным беспокойством о международной безопасности, так и экономическими интересами немецких компаний, которые широко вовлечены в иранскую экономику.
То же самое – быть может, в несколько меньшей степени – относится и к компаниям из Франции и Британии, других европейских стран. Но здесь следует иметь в виду, что возможные санкции Вашингтона по отношению к крупным европейским компаниям непременно ударят бумерангом по самим США.
Поэтому позиция Трампа-Помпео и похожа на обычный жесткий торг – требовать максимум, чтобы получить многое. Впрочем, события разворачиваются стремительно, и ближайшее будущее даст ответы на многие вопросы.