ЕРЕВАН, 24 мая — Sputnik. Амнистия штрафов для водителей в Армении вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Одни приветствуют инициативу, считая, что решение правительства снимет тяжкое бремя с плеч малоимущих слоев населения. Другие критикуют данную инициативу, отмечая, что такая щедрость открывает зеленый свет недобросовестным водителям и разным "лихачам".
По мнению начальника юридического управления союза "Лига защиты прав автовладельцев" Мгера Шахназаряна, решение об амнистии было правильным. На пресс-конференции в четверг эксперт заявил, в частности, что размеры штрафов за нарушение правил дорожного движения в Армении непозволительно высокие. Более того, как показывает опыт последних лет, установление камер и радаров чуть ли не на каждом шагу не снизило число ДТП – их количество из года в год растет. Эти камеры служат обогащению кучки людей, злостных нарушителей они все равно не останавливают, а порядочные водители, к примеру, случайно переехавшие сплошную линию или допустившие незначительное превышение скорости, должны платить непомерно высокие штрафы.
Для повышения уровня безопасности на дорогах, считает Шахназарян, нужно не камеры размещать на каждом шагу, а реформировать систему выдачи водительских удостоверений.
"Не секрет, что значительная часть армянских автовладельцев попросту купили свои права, их знания и навыки никто не проверял. И многочисленные ДТП с летальным исходом в Армении являются, помимо прочего, результатом такого ненормального подхода. Практику выдачи прав за деньги нужно прекратить", — отметил он.
Глава Лиги Тигран Ованнисян, в свою очередь, предлагает начальнику полиции Валерию Осипяну создать общественный Совет при ведомстве и включить туда специалистов в сфере дорожного движения. Этот Совет будет давать рекомендации по повышению уровня безопасности на дорогах.
Напомним, в полиции Армении ранее сообщили, что с 23 мая будут пересмотрены тысячи решений о наложении административных штрафов, принятых в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2018 года. Общая сумма этих штрафов — 13,7 миллиарда драмов (28,54 миллиона долларов).
Список нарушений, от наказания по которым водителей освободят, выложен на официальном сайте полиции. К примеру, штрафы не заплатят те автолюбители, которые при совершении маневра заехали на островок безопасности, припарковались не совсем параллельно бордюру, слишком близко к "зебре", к перекрестку и так далее. Кроме того, будет остановлено действие измерителей скорости по всей стране в тех населенных пунктах, где действует скоростное ограничение до 60 км/ч.
Полиция выразила надежду, что смягчение политики приведет к повышению сознательности и законопослушности водителей, а значит возвращаться к прежней жесткой политике не придется.
Схема применения дорожных радаров изначально была неправильной, считает экономист Атом Маркарян. На граждан относительно бедной страны наложили неоправданно высокие штрафы, ситуация усугубилась и тем, что за малейшую задержку выплаты размер штрафа увеличивался в пять раз. Эта тема периодически поднималась оппозицией, были пикеты, акции протеста, которые немного смягчили условия привлечения к административной ответственности.
"Конечно, любая амнистия в чем-то является попиранием прав законопослушных граждан, и нынешняя инициатива полиции не является исключением. Но нужно понять, что сотни и тысячи наших граждан попросту не имеют финансовой возможности выплатить накопившиеся годами штрафы. И в этом отношении, амнистия была правильным и назревшим решением", — добавил экономист в интервью Sputnik Армения.
Эксперт полагает, что изначально установление камер и размеров штрафов преследовало совершенно иные цели, нежели повышение безопасности дорожного движения. Была попытка пополнить муниципальный, государственный бюджет, а то и набить карманы отдельных личностей.
"Если бы власти реально были заинтересованы в снижении числа ДТП, то они бы попросту применили практику отбирания водительских удостоверений у злостных нарушителей. Но вместо этого, они продолжали штрафовать и позволять этим людям вновь сесть за руль", — считает Маркарян.
Он напомнил, что в развитых странах периодически провинившиеся автолюбители лишаются прав на определенный срок, а то и пожизненно.