Ашот Сафарян, Sputnik Армения
Правительство Никола Пашиняна начало свои первые шаги по стабилизации внутриполитической обстановки и обеспечению общественной консолидации. Так, еще до избрания премьером, тогда еще лидер протестного движения заявлял, что в случае прихода к власти сделает все от себя зависящее, чтобы в стране не было политзаключенных.
Подразумевалось, что речь в первую очередь идет о сторонниках вооруженной группы "Сасна црер", захватившей в июле 2016 года полк Патрульно-постовой службы полиции в Ереване. За день до избрания Пашиняна, 7 мая, на свободу вышел оппозиционный политик Андриас Гукасян. Ему инкриминировали содействие вооруженной группе. С июля 2016 года оппозиционер находился под арестом, после того, как принял активное участие в акциях протеста в поддержку "Сасна црер".
Генпрокурор готов смягчить позицию по делу "Сасна црер": смена власти ни при чем?>>
Спустя несколько дней, 24 мая, из-под стражи был освобожден другой обвиняемый в пособничестве вооруженной группе – адвокат Каро Егнукян.
А еще один сторонник группы – Гарегин Чугасзян, почти месяц проводил голодовку, требуя от правоохранительных органов освободить всех членов вооруженной группы.
24 мая с ним встретился премьер, после чего активист объявил о прекращении своей акции. В беседе с журналистами он сказал, что все его требования были удовлетворены. Со слов Чугасзяна можно предположить, что вопрос освобождения членов вооруженной группы будет постепенно решаться в рамках существующих правовых механизмов.
Напомним, группа "Сасна црер" в составе 31 человека на протяжении двух недель удерживала здание полка. При захвате был убит полковник полиции Артур Ваноян, еще трое полицейских были ранены. 30 июля от руки снайпера был убит служащий войск полиции Юра Тепаносян.
Некоторым участникам вооруженной группы уже вынесены приговоры. Дело о "Сасна црер" было выделено в два разных производства.
Полностью освободить всех членов группы Пашинян не может по определению – это противоречило бы логике тех изменений и реформ, проведение которых он поставил во главу угла своей политики. Речь в данном случае идет о независимой судебной системе. Власть не должна вмешиваться в работу судебных органов, в противном случае какая разница между ним и предыдущей властью.
В каком-то смысле новый премьер оказался между молотом и наковальней. С одной стороны — активисты и сторонники "Сасна црер", требующие от него выполнить свое предвыборное обещание и освободить политзаключенных, коими считают членов группы, с другой – стремление реформировать судебную систему, которая не предполагает вмешательства политической власти в дела прокуроров и судей.
В Армении не должно быть политзаключенных — Пашинян>>
По мнению заведующего кафедрой конституционного права Ереванского государственного университета Вардана Айвазяна, все процессы должны быть легитимными, соответствующими положениям конституции страны. Вся сложность ситуации заключается в том, что нет такого правового термина, как политзаключенный.
"Понятие "политзаключенный" не является правовым термином. И чтобы мы смогли отличить людей, приговоренных к тюремным срокам по политическим мотивам, от остальных, нужно правовое закрепление понятия "политзаключенный". Если это не правовая категория, то, извиняюсь, любого уголовника можно считать политзаключенным и требовать освобождения", — сказал Айвазян в интервью Sputnik Армения.
Если человек по своим поступкам полностью чист перед законом, а его судят только из-за политических каких-то взглядов, то нужно инициировать соответствующие правовые процедуры и пересмотреть данное уголовное дело.
Но если есть вполне конкретное преступление, в том числе в случае с группой "Сасна црер" или экс-командующего Армией обороны Нагорного Карабаха Самвела Бабаяна, то суд должен четко доказать, был ли состав преступления в их действиях. Если был, то считать их политзаключенными будет неправильно. Если не было, то их нужно выпустить на свободу.