ЕРЕВАН, 29 мая — Sputnik, Ашот Сафарян. В Азербайджане с большой помпой состоялась церемония запуска первого этапа проекта "Южный газовый коридор", предполагающего доставку азербайджанского газа в Европу.
Кто Европе всех милее: почему ЕС откладывает подписание соглашения с Баку>>
Южный газовый коридор (ЮГК) — система трубопроводов, по которой предусматриваются поставки азербайджанского газа, добытого в рамках Фазы-2 проекта разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз", в Турцию и страны Европейского союза.
Доставка азербайджанского газа будет осуществляться посредством Южно-Кавказского трубопровода, проходящего по территории Азербайджана и Грузии; строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) на территории Грузии, Турции, и прокладки Трансадриатического газопровода (TAP) по территории Греции, Албании и Италии.
Планируется, что поставки газа на европейский рынок начнутся с 2020 года, и в дальнейшем по дну Адриатического моря будет ежегодно поставляться около 10 миллиардов кубических метров, что составляет около двух процентов потребностей ЕС.
Все упирается в танкер, или Куда занесет Тройственный союз Киева, Анкары и Баку>>
По мнению эксперта в области энергетической безопасности Ваге Давтяна, предполагаемый запуск TANAP формирует определенные риски для традиционно главного поставщика природного газа на европейский рынок – "Газпрома", доля которого в европейском потреблении газа в 2017 году составила 36% или 193 миллиарда кубометров. Как отметил Давтян в интервью Sputnik Армения, европейцы сами по-прежнему заинтересованы в поставках российского газа, о чем свидетельствуют риторика и действия некоторых европейских стран, например, Германии и Австрии, лоббирующих продвижение проекта "Северный поток-2".
"Конечно, TANAP создает конкуренцию не только Северному потоку-2. Есть у TANAP и другие российские конкуренты в лице "Турецкого потока", о чем в свое время болезненно высказался Алиев, а также российский "Ямал-СПГ", нацеленный на поставку сжиженного природного газа на европейский рынок", — отметил эксперт.
Параллельно следует учесть также американский интерес, сводящийся к поставкам СПГ в Европу, а также интерес Израиля, который активизировал добычу на месторождениях "Левиафан" и "Тамар" на шельфе Левантийского моря с целью освоения европейского рынка. Еще один игрок на европейском газовом рынке — Иран, стремящийся к стабильным поставкам газа в европейском направлении, а также Алжир и Египет, которые уже занимают определенную нишу на европейском рынке СПГ.
"При этом рассматривая Азербайджан в качестве основной ресурсной базы для TANAP, европейцам следует учесть, что Баку все сложнее буде выполнять свои обязательства по заполнению трубы. Сокращение добычи газа в Азербайджане сегодня налицо", — отметил Давтян.
Баку будет делать ставку на Центральную Азию и особенно на Казахстан и Туркменистан. Последний, потеряв весьма крупный рынок сбыта в лице России, сегодня стремится максимально диверсифицировать внешние поставки. По словам собеседника, сегодня фактически повторяется сценарий 2006 года, когда трезво оценив проблемы своей нефтяной базы, Азербайджан обратился к Казахстану с предложением заполнить Баку-Тбилиси-Джейхан казахстанской нефтью.