Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Каждый из этих людей спас десятки тысяч жизней. А армяне знают цену спасителям.
Премия "Аврора" — попытка армян показать, как важны для всего мира люди доброй воли. На этих людях, без преувеличения, держится мир. Так было сто лет назад, так остается и сейчас. Об этом заявил в Ереване американский журналист, трехкратный лауреат Пулитцеровской премии Стивен Кюркджян, представляя собравшихся в Ереване номинантов на гуманитарную премию "Аврора-2018".
"Сто лет назад нашлись люди, которые не оставили нас погибать. Люди разных наций и разной веры, которые приняли нас как родных. Благодаря их неоценимой помощи и заботе наш народ возродился. И теперь мы сами хотим находить таких людей и говорить о них", — так обратился к залу в Ереване соучредитель премии Рубен Варданян, подключившийся из Степанакерта.
В Карабах он приехал вместе с лауреатом премии за 2017 год — врачом из США, работающим в Южном Судане, Томом Катеной.
"Мне очень понравилась армянская кухня. И, конечно… хо-ро-вац. Да, он самый", — улыбается доктор.
Это — редкие дни, когда они не с людьми, о которых заботятся. Но и в далекой Армении они говорят и думают только о них.
"Такого же склада и трое номинантов "Авроры" в этом году. Один из них — юрист Чжо Ла Аун, представитель мусульман-рохинджа и защитник их прав. Несколько раз его арестовывали и сажали в тюрьму за поддержку своего народа.
"Я хочу, чтобы люди из нашей общины могли получать образование и работать, как все. У нас другая вера, но мы тоже хотим жить в своей стране. Из-за нападений мы теряем дома и имущество. Нам не дают гражданства, не берут на работу. И я хочу дать этим детям образование и возможность куда-то обращаться со своими жалобами. А тем, кто пострадал от нападений, нужна помощь. Кроме нас никто ее не даст", — говорит он.
Вторая – Сунита Кришнан из Индии. С 16 лет она помогает жертвам насилия и трафикинга – проблемы, на которую многие пытаются закрыть глаза, говорит она.
Они становятся отверженными. А когда ты пытаешься что-то сделать для них, на тебя смотрят, как на сумасшедшую. А людей, находящихся в сексуальном рабстве по всей Индии 2-3 миллиона. Это только по оценке правительства, а значит — всего их может быть до двадцати миллионов. Начиная с 3-4-летних. Есть люди, которые хотят связей и с маленькими детьми.
Чтобы этого не произошло, ее организация "Праджвала" не только проводит реабилитацию пострадавших, но и с риском для себя разыскивает жертв в публичных домах.
Третий – францисканский монах Томас Гонсалес Кастильо. На юге Мексики он уже многие годы содержит приют "La 72".Столько было мигрантов-нелегалов, которых поймали по дороге из Центральной Америки в США и убили, не получив выкупа.
Ежегодно в этот опасный путь пускаются тысячи отчаянных людей, дома у которых – нищета без проблеска надежды. По дороге через Мексику их подстерегают десятки опасностей – бесконечные банды вымогателей.
Приют отца Томаса – место, где им оказывают хоть какую-то помощь. Он пытается хоть как-то привлечь к ним внимание правительства. Взамен они получают десятки угроз от организованных банд, промышляющих похищением людей за выкуп.
Лауреаты премии без оглядки перечисляют полученное в другие гуманитарные фонды. Из них финансируются другие школы, больницы, фермерские кооперативы и мастерские.