Ашот Сафарян, Sputnik
Ряды Республиканской партии Армении продолжают редеть. Фракцию бывшей партии власти покинули уже шестеро депутатов, двое из них – представители крупного бизнеса.
В армянской прессе в эти дни периодически появлялись "утечки" о брожениях внутри партии.
В основном речь идет о панических настроениях среди бизнесменов. Эти настроения активно подогреваются масштабными проверками со стороны Службы национальной безопасности.
Ранее фракцию покинули депутаты Ширак Торосян и Артур Геворкян (зять бывшего начальника полиции Армении Владимира Гаспаряна), беспартийный Феликс Цолакян, а также член партии Арман Саакян. Первый, вопреки позиции РПА, с самого начала поддержал Никола Пашиняна, второй — владелец футбольного клуба "Ширак", которого Федерация футбола хочет лишить лидерства в чемпионате (и фактически — чемпионства) из-за дела о договорном матче (председатель Федерации Рубен Айрапетян — член РПА).
Фракцию больше никто не покинет, если сама РПА этого не захочет — Ваграм Багдасарян>>
Согласно упомянутым утечкам в СМИ, на выход из фракции депутатов подтолкнул лидер партии Серж Саргсян. Исключение составляют Цолакян и Торосян, которые отклонились от партийной линии самовольно. По замыслу Саргсяна, Республиканская партия таким образом избавляется от одиозных личностей, и в ее рядах остаются только представители "интеллектуального" крыла.
Саргсян решил сформировать из них костяк партии и в таком составе идти на внеочередные парламентские выборы. Эти сведения в среду на брифинге фактически подтвердил член фракции, зампред РПА Армен Ашотян. Он заявил, что партия очищается от попутчиков, в ней остаются только "идейные" республиканцы.
Ашотян при этом не исключил, что отток из фракции может продолжиться.
"Не так интенсивно, как раньше, но не исключаю, что единичные случаи будут. В любом случае РПА сохранит роль крупнейшей парламентской фракции. Для нас важно, что мы сохраняем сплоченность", — заявил республиканец.
Проблема для Республиканской партии заключается в том, что с уходом Самвела Алексаняна (к настоящему моменту он – последний покинувший РПА депутат) фракция потеряла статус парламентского большинства.
В составе фракции теперь 52 депутата, вместо прежних 58. Это означает, что республиканцы больше не смогут торпедировать инициативы и законопроекты правительства, в том числе и столь нежелательные для РПА поправки в Избирательный кодекс, ликвидирующие рейтинговую систему выборов.
Дамоклов меч Пашиняна: удастся ли правительству перезапустить госсистему>>
Перед правительством Никола Пашиняна сейчас открывается зеленый свет для воплощения в жизнь ранее анонсированных идей и замыслов.
С другой стороны, сплоченная, "интеллектуальная" фракция РПА в парламенте может представлять куда большую угрозу для Пашиняна, нежели пестрый конгломерат из полукриминальных элементов и бизнесменов с сомнительной репутацией. Однако, как бы парадоксально это ни звучало, очищение, "оптимизация" РПА, ее качественное переформатирование в конечном итоге является заслугой Никола Пашиняна.
Его приход к власти стал настоящим потрясением для республиканцев в самом прямом смысле этого слова. Это потрясение и заложило основы для будущего оздоровления партии, вполне претендующей на роль основной оппозиционной силы.
Таким образом, перефразируя вождя мирового пролетариата, — система сдержек и противовесов, о необходимости которой говорили "рабочие", уже свершается сегодня. Следует отметить, что реальной политической конкуренции в Армении практически не было с момента провозглашения независимости. В чем-то нынешняя ситуация является уникальной по своей сути.
Качественно новая Республиканская партия в ее новой ипостаси может стать настоящей головной болью для премьера в будущих прениях и дебатах. К слову, такую ситуацию мы уже наблюдали во время парламентских обсуждений в рамках выборов премьер-министра 1 мая.
Политика важнее экономики? В чем "ключ" программы Пашиняна>>
Но с другой стороны, наличие столь серьезного оппонента, каковой грозит стать переформатированная фракция республиканцев, на руку Пашиняну. Образно говоря, республиканцы не позволят правительству Пашиняна "расслабиться" и впоследствии подмять под себя все политическое поле, как это в свое время сделала сама РПА.
Нетрудно догадаться, какие репутационные издержки сулит Пашиняну малейшая попытка монополизировать политическую жизнь в стране. На примере Армянского общенационального движения Левона Тер-Петросяна мы знаем, что общественная эйфория в одночасье может превратиться в бурю негодования и разочарования со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Уверен, Пашиняну, такой сценарий не нужен. И предотвратить такой поворот событий ему поможет… РПА.
Последняя обещает наблюдать под микроскопом каждый шаг правительства.
Армении сегодня выпал редкий шанс на оздоровление политической системы, впервые за долгие годы будет возможность наблюдать за политикой в классическом понимании этого слова. Не исключено, что последствия этого оздоровления отразятся и на отечественной экономике и сфере безопасности.