Когда от перекрестка улиц Саят-Нова и Абовяна, от новой резиденции Католикоса, началось шествие с требованием отставки этого самого Католикоса, чувства это вызвало даже не двоякие. И не троякие, а вообще — какие-то непонятные, многоплановые.
Само словосочетание "отставка католикоса" уже порождает определенную степень когнитивного диссонанса. Иерарх церкви (любой степени чина), кажется, не подпадает под определения, предусмотренные для светских чиновников, а значит, и отрешение его от должности не может происходить в соответствии с гражданскими процедурами.
Это, конечно, если в государстве церковь от него отделена. Но ведь у нас так и есть, я же ничего не путаю?
Не будучи ревностным блюстителем религиозных заповедей и послушным совершателем всех обрядов, предусмотренных Армянской апостольской церковью, не возьму на себя моральную ответственность критиковать Католикоса всех армян. Любого католикоса, будь он Гарегином или Погосом, Вторым или Сто Сорок Четвертым.
Католикос не уходит – Пашинян комментирует: что станет с ААЦ >>
Просто поговорим о самой возможности требования "отставки католикоса" — вот пишу это словосочетание, внутри все восстает против очевидного нонсенса, в нем содержащегося. Хотя бы по одной простой причине — дела чиновников церковных не решаются так, как государственных, это совершенно разные категории, требующие принципиально разных же подходов. Да и нет процедуры, предусматривающей "уход католикоса в отставку".
Я не защитник нынешнего католикоса, равно, как и не его противник, я просто хочу разобраться объективно. А в нашем случае объективизм начинается с того, что после великого (во всех смыслах и с любых больших букв) Вазгена I, конечно, трудно восседать на этом троне и при этом претендовать на роль духовного пастыря всей нации. Блаженной памяти Католикос Вазген, конечно, задал настолько высокую планку, что ее не превзойти вовек. Хотя, с другой стороны — никогда не говори никогда.
Просто становится интересно, когда гражданские шествия, демонстрации и митинги приобретают привкус бессмыслицы, а именно — когда люди, не имеющие ни малейшего отношения к армянской церкви, вдруг становятся ревнителями традиций и самыми серьезными критиками католикоса. Но позвольте.
Если у нас церковь отделена от государства, то никому дела нет до того, как она распоряжается своими финансами, недвижимостью, влиянием, авторитетом — все, или я что-то забыл? А если она сращена с государством, тогда представляй все возможные финансовые и прочие отчеты, плати налоги и будь одним из равных в сфере бизнеса.
Брачный договор: как Католикос Хримян Айрик помогал врачам бороться с сифилисом в Армении >>
О нынешнем Католикосе говорят разное, говорят много и цветисто, но пусть скажут по делу и с доказательствами. Тогда он, Католикос, как и любой гражданин Республики Армения, будет и обязан быть подотчетен уголовным, налоговым, административным и прочим установлениям этой страны. И должен будет нести ответственность.
Ну, а если он отделен от государства, тогда и спрос с него может быть исключительно по поводу дел церковных. Есть к нему претензии по этому поводу — пожалуйста, но только в рамках правил, определенных для таких случаев церковью.
А иначе все упирается в псевдореволюционную активность, вызывающую немалые подозрения — например, в том, что на конкретное место кто-то метит, и ради него устраиваются подобные демарши. И дай бог, если эти подозрения рассеются — но разговоры же, вместе с аргументацией той или иной степени достоверности, останутся.
А мы же привыкли к тому, что разговоры у подъезда, в беседке, среди бабок на лавке стали главным источником информации. И вот слом этой привычки и должен стать одним из главных приоритетов способа общения новой власти с гражданами страны. А то ведь некомпетентность — она вездесуща и всемогуща, в революционные-то времена…