ЕРЕВАН, 10 июн — Sputnik. Заявление премьер-министра Армении о необходимости непосредственного участия Нагорного Карабаха в переговорах вовсе не означает отказ Еревана от переговорного процесса. Об этом заявил Sputnik Армения экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. По словам бывшего министра, в конечном итоге сопредседатели Минской группы ОБСЕ также фиксируют, что окончательный документ по решению проблемы должен подписать и Нагорный Карабах.
Утверждения о том, что Степанакерт должен подключиться к переговорам, руководством Армении озвучивались всегда. Другой вопрос, насколько решение этой задачи было реалистичным на тот момент.
Премьер Пашинян 7 июня в парламенте заявил, что, в отличие от предыдущих лидеров Армении Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, не имеет права вести переговоры от имени Нагорного Карабаха. По его словам, Степанакерт должен напрямую участвовать в переговорах.
На это заявление отреагировал Виктор Согомонян — руководитель офиса второго президента Армении Роберта Кочаряна. Он согласился с тем, что наилучший формат — прямые переговоры между Карабахом и Азербайджаном, поскольку это точно отражало бы сущность конфликта. Но другой вопрос, к каким последствиям приведет, как считает Согомонян, фактический отказ властей Армении от мирных переговоров. Представитель Роберта Кочаряна сомневается, что подключение Карабаха к переговорам сегодня является реалистичным.
Ереван устал от имитации переговоров по Карабаху: что стоит за заявлениями Пашиняна? >>
Между тем, по словам экс-министра Арутюняна, нагорно-карабахский конфликт — единственный на постсоветском пространстве, где одна из сторон напрямую не участвует в переговорах. Очевидно, что неучастие Карабаха выгодно Азербайджану, так как дает ему возможность позиционировать себя в качестве "жертвы армянской агрессии". И этот "изъян" армянской дипломатии нужно устранить.
"В действительности Армения изначально должна была позиционировать себя в качестве посредника, который лишь на некоторое время взял на себя функции по ведению переговоров. Полноценный формат переговоров нужно восстановить. Нельзя забывать, что подпись Степанакерта стоит под соглашением о перемирии, подписанным в Бишкеке", — сказал Арутюнян.
Утверждения Пашиняна об участии Степанакерта в переговорах наш собеседник считает правильными. Вопрос этот армянская сторона должна поставить ребром на встречах с посредниками, уверен он.
В то же время он затруднился сказать, чем вызвана такая озабоченность Согомоняна, поскольку от переговоров не отказывается не Армения, а Азербайджан. Арутюнян напомнил, что после апрельской войны 2016 года на столе обсуждений лежали предложения по стабилизации обстановки — это внедрение механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения и расширение мониторинговых возможностей личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Практика, однако, показала, что Азербайджан не заинтересован ни в том, ни в другом. Более того, руководство Армении все эти годы неоднократно заявляло, что готово на ряд территориальных уступок Азербайджану в обмен на независимость Карабаха.
Примерно 200 нарушений за неделю: ситуация в зоне карабахского конфликта >>
"Азербайджан отклонял и эти предложения Армении, параллельно усиливая градус напряженности и озвучивая территориальные претензии к самой Армении. Так теперь кто отказывается от переговоров? Думаю, ответ лежит на поверхности", — отметил бывший министр обороны.
Он считает, что нагорно-карабахский конфликт — трехсторонний. Есть вопросы сугубо армяно-азербайджанской повестки, и есть проблемы, которые должны решить между собой Степанакерт и Баку.