Когда в Армении началась "бархатная революция", одним из самых тревожных и опасных аспектов непредсказуемой событийности происходящего был карабахский фактор. Беспокоило многое.
Например, как отразится такая, прямо скажем, нестандартная смена власти в Ереване на позициях и способностях армянской стороны в переговорном процессе? Как отреагируют на случившееся страны, взвалившие на свои плечи ответственность по урегулированию конфликта — те же Россия, Соединенные Штаты и Франция? Насколько подготовлены новые молодые руководители, пришедшие к власти в Армении? Сумеет ли армянский премьер-министр Пашинян достойно противостоять на ристалище политических баталий многоопытному "многократно избранному" азербайджанскому президенту Алиеву, эдакому потомственному политическому "зубру" старой формации?
Ведь карабахская проблематика — она не потерпит безответственности, равно как и не даст времени на раскачку и изучение "подковерных" реалий, которых, несомненно, воз и маленькая тележка.
Нужно проинформировать ОДКБ о ситуации в Нахичевани — РПА >>
С другой стороны, азербайджанскому президенту тоже не позавидуешь. Ведь одно дело — садиться за стол переговоров с Сержем Саргсяном, хоть и с многоопытным переговорщиком, поднаторевшим во всех нюансах, однако в чем-то предсказуемым и знакомым противником. Другое — мериться силами с молодым, совершенно незнакомым Николом Пашиняном, политиком новой формации, острым на язык и способным на непредсказуемые, а от этого еще более эффективные действия.
Чего стоило только заявление молодого армянского премьера о том, что его сын обязательно будет служить срочную именно в Карабахе? Или же его категоричное требование о том, что руководство Карабаха обязательно должно присутствовать в переговорном процессе в качестве самостоятельной и самодостаточной стороны?
После подобных заявлений Пашиняна, согласитесь, Алиеву действительно было над чем подумать. Тем более что вдруг оказалось, что молодой, подающий надежды политический деятель новой формации способен на быстрые и радикальные высказывания, которые, тем не менее, оказываются как минимум весьма эффективными.
Вот и получается, что на ристалище политического урегулирования застарелого карабахского кризиса вскорости столкнутся, как говорил Поэт, "…волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…". И первый контакт, похоже, будет именно в Москве, в правительственной ложе в Лужниках.
Думается, о делах грешных, связанных с политическим и военным противостоянием на линии соприкосновения, на церемонии открытия Чемпионата 2018 говорить не будут. Не тот формат, не то событие, не то место.
Переговоры по Карабаху: не стоит путать революционную эйфорию с дипломатией >>
Однако первый контакт весьма важен в любом случае. Первое впечатление практически никогда не бывает обманчивым. Именно поэтому внимание и армянских, и азербайджанских ярых футбольных болельщиков во время церемонии открытия будет удваиваться.
Каким будет рукопожатие (если будет)? Каковы будут выражения лиц, глаз впервые лично встречающихся руководителей государств, вот уже без малого 30 лет противостоящих друг другу на поле боя? Согласитесь, триллер покруче, чем противостояние сборных Российской Федерации и Саудовской Аравии, пусть даже в формате 21-го финала Чемпионата мира по футболу.