То, что в отцовском доме жить будут не свои сыновья с семьями, а абсолютно чужие люди — да еще и иностранцы, 63-летний Каджик Сагателян и представить не мог. Говорит, жил себе спокойно в родной деревушке Чиве, ходил на работу, возвращался домой… И вдруг, в один прекрасный день жена ошарашила — Каджик, давай, мол, бизнес делать!
"Я ей говорю, Кнарик, ты чего? Она говорит "я все знаю, я все сделаю, ты просто соглашайся". Я и согласился, что мне оставалось", — улыбается Каджик (имя, кстати, переводится как храбрец).
Видимо природная смелость и позволила пойти на риск – взять кредит и сделать из собственного дома постоялый двор типа "bed & breakfast", дословно — "постель и завтрак", то есть мини-отель с базовыми услугами – ночлегом и завтраком.
Чива – деревня с населением 800 человек, находится в горах Вайоцдзорской области, недалеко от красот Арени. Если погуглить Чиву, первые ссылки сразу сообщат о шести мини-отелях деревни: других явных достопримечательностей в деревне нет. Задумка супругов настолько успешно воплотилась, что и односельчане решили не отставать, пооткрывав свои отельчики.
"Вы сейчас прямо под прицелом азербайджанцев": репортаж с нахичеваньской границы>>
Однако в далеком 2002 году чета Сагателян-Казарян открыла первый B&B в деревне, назвав его в честь отца и сына Каджика – "Арарат B&B". В момент нашего посещения гости отеля были на пешем походе к селу Татев, вот и решили поговорить о былых посетителях.
"Вай, слушай, что ты напомнила, — энергично всплескивает руками Кнарик Казарян на вопрос о первых посетителях, — самый первый турист у нас был американец. Меня своей армянской мамой называл. Потом, когда уехал, мне письма писал, на армянском. Почерк, как у первоклашки, ошибок – миллион, но какая милота же! Сама его армянскому научила. Я эти письма у себя в комнате храню, вы пока мужа моего расспросите, сейчас принесу их", — быстренько взяла ситуацию под контроль Кнарик и ушла со двора в дом.
Муж гордо посмотрел ей вслед, потом улыбнулся мне, мол, видишь, какая она у меня.
— А вы как познакомились? – задаю я Каджику интригующий меня с самого начала вопрос.
— Она моей ученицей была. Учил ее готовить.
— Вы оба повары?
— Да, поварами работали всю жизнь, до "Арарата".
— А кто лучше готовит, вы или она? – улыбаюсь я, ожидая честный ответ пока жены нет рядом.
На велосипедиста в Ереване смотрели, как на голого, или О героях блокированных улиц>>
— Она, конечно, — смеется Каджик, — я же был хорошим учителем.
Кнарик поспешно возвращается, в руках у нее не только письма, но и целый фотоальбом и книжка с впечатлениями от гостей. Письма американца полны тоски по Армении. Кнарик рассказывает, что на следующий год американец приехал к ним уже с подружкой.
"Ждем, когда детей заведет и с ними придет, — улыбается Кнарик, — они же не как мы, живут тысячу лет вместе, потом только детей заводят".
С гостями супруги общаются на трех языках – русском, французском и языке мимики и жестов. Французский выучили почти случайно – односельчанка вышла замуж за француза и летом, приехав на каникулы в деревню, решила подучить всех желающих.
"Пашинян, у нас гости", или Визит к родителям премьера>>
Сыновья Каджика и Кнарик живут за границей — в России. Спрашиваю супругов, думают ли, что дети после них будут отелем заниматься?
"Вряд ли, хотя очень бы хотелось", — грустно улыбается Кнарик.
"На сыновей мы и не рассчитываем, — смеется Каджик, договаривая за жену — основателя семейного бизнеса,— если и займутся "Араратом", то невестки!"
Материал подготовлен при содействии Государственного комитета по туризму Министерства экономического развития и инвестиций в рамках кампании "Узнай свою страну".