Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Легко ли открыть в Армении дело? Отсюда трудно и дорого возить грузы. Здесь (по крайней мере, до недавнего времени) строго охранялся от чужих прибыльный бизнес: коньяк, теплицы, скупка и экспорт фруктов-овощей. От советской промышленности остались только "слепые" стены заводских корпусов, без крыш и окон.
Россиян с армянским коньяком не разлучит даже новая цена >>
Правда, остались энтузиасты, которые не распродали станки, не раздали строения в аренду и работают вопреки всему. И, может, эти люди — главная причина начать тут бизнес. С них мы и начнем.
Первое и главное: ловите мгновение!
Ловите мгновение, пока здесь остались специалисты. "Наирит", Ванадзорский химкомбинат, заводы по огранке алмазов… Кто-то из них уезжает, а кому-то уже за 70. Молодых специалистов тоже почти нет: кто захочет учиться профессии, которая никому не нужна?
Пока эти специалисты не уехали, самое время приезжать сюда и восстанавливать прежние заводы. Придется запастись терпением. Ведь промышленность окупает себя намного дольше, чем торговля. Но главное — здесь есть люди, которые любят и умеют работать. А это ни за какие деньги не купишь.
За двадцать лет здесь появились уже не десятки, а сотни предприятий информационных технологий. Работают здесь около десяти тысяч человек. Есть немало и таких, которые учатся на другую специальность, но потом с завидным успехом переучиваются.
Пример подают не только молодые, но и пожилые. На месте "Разданмаша", НИИ "Автоматика", "Аналитприбора" и целого ряда других — по писаным и неписаным законам экономики, не должно было остаться ничего. Но — хотите верьте, хотите нет! — остались люди, которые сохранили там хоть малую толику прежнего производства.
Второе: незанятые сельскохозяйственные земли
По количеству сельскохозяйственной земли на душу населения Армянская ССР шла на одном из последних мест в Союзе. В маленькой республике приходилось умещаться и местным, и сотням тысяч приезжих из Западной Армении.
С распадом Союза по селам, черными точками, стали появляться замки на домах. Колхоза уже нет, а со всеми его недостатками пропало и одно из важнейших достоинств: гарантированный заработок от сельского труда. Сейчас он превратился в ежегодную лотерею: выиграл — прожил до следующей весны, проиграл от неурожая — попадаешь в паутину кредитов. А жить в постоянном беспокойстве готовы не все. Поэтому и простаивают десятки тысяч гектаров земли. В Араратской долине хоть как-то выручают фруктовые сады и виноградники.
"Чему только не научатся армяне!": в Ереване снова выпускают кожу для обуви >>
А в горах — в Сисианском, Варденисском, Ашоцком районе — остались прекрасные пастбища. Здесь бы создать племенные хозяйства. Труда это потребует немалого, но рынок сбыта, худо-бедно найдется. Об этом — ниже.
Третье: есть куда продать
Социализм — повторимся снова — ушел. А капитализм донельзя прагматичен: если у тебя нет рынка — у тебя нет товара. Поэтому нужно уметь не только производить, но и продавать.
Основной рынок для армянских фруктов и овощей, вина и коньяка — это Россия. И членство в Евразийском союзе помогает еще легче провозить сюда товары (а в перспективе — и в остальные страны ЕАЭС).
Правда, есть и новые рынки, которые бизнес создает себе сам. Один яркий пример — это сигареты, которые в больших объемах (на десятки миллионов долларов) идут в арабские страны. Другой пример — фольга: на нее приходится 70% экспорта из Армении в США. В обоих случаях, по всем законам экономики, успеха быть не могло: сырье сюда приходит за десятки тысяч километров, готовый товар тоже идет за тридевять земель. Но — получилось. Не в последнюю очередь благодаря первому пункту нашей статьи.
Четвертое: чистая вода
Почему? А потому, что без воды "и ни туды, и ни сюды". Объяснение не очень научное, зато верное. Если воду не требуется дополнительно очищать, здесь легче организовать пищевые производства, да и туристов есть чем удивить.
Пятое: низкая преступность
Уличная преступность в Армении относительно низкая, а значит, не нужно дополнительно тратиться на охрану своего предприятия и на страховку от ограблений. С власть имущими все же приходится находить "общий язык". Но открытого, уличного рэкета "лихих 90-х" все же нет.
Как успеть все: студент из Гюмри открыл свой стартап и учит робототехнике >>
Немало, конечно, и недостатков — их, по журналистской привычке, можно насчитать и пять, и двадцать пять. Но есть люди, которые умеют, а главное — готовы брать трудности на себя.