Объявив всю территорию Армении "исконно азербайджанской", Баку, по сути, поставил себя в положение, откуда выхода не видно. Ведь требовать большего, чем всю Армению, невозможно и, в то же время, слово — не воробей, умерить аппетиты значит поступиться в определенной мере престижем. На внутреннем потребительском рынке, конечно, ведь на внешнем уже давно никто не треплет себе нервы реакциями на подобные заявления. Но имиджевые потери местного значения тоже не сбросишь со счетов.
После этого не остается ничего, как постоянно грозить войной, используя для озвучивания угроз любую мало-мальски пригодную площадку. А уж совещание министра азербайджанской обороны с руководящим составом Вооруженных сил — самое подходящее место для таких слов:
"Затягивание решения карабахского конфликта ведет к его возобновлению в более широких масштабах. Конфликт в скорейшем времени должен найти справедливое решение в рамках норм и принципов международного права. В противном случае противник почувствует волю и патриотизм азербайджанского народа, а также силу оружия нашей армии".
Ничего нового, конечно, опять все говорится таким тоном, будто у этого "противника" нет ни воли, ни патриотизма, ни армии.
Захарова: урегулирование карабахского конфликта отвечает интересам России >>
Да и потом, господин Гасанов не может не понимать, что планка азербайджанских притязаний поднята настолько высоко, что, по сути, если воспринимать эти притязания всерьез, то переговоры, ведущие к "справедливому решению", становятся бессмысленными. Ведь если ты хочешь всего, если компромиссов не будет ни по каким вопросам, то о чем переговариваться? То, что Минская группа ОБСЕ продолжает прилагать усилия по направлению переговоров в конструктивное русло, может означать только одно: сопредседатели просто не принимают это жужжание всерьез.
При этом азербайджанская сторона уверяет, что спит и видит "субстантивные", как она их называет, переговоры. На фоне своего поведения Баку получил вполне конкретную субстантивность: президент Армении считает, что Ереван должен требовать максимума, а МИД страны заявляет о неизбежности и безальтернативности вовлечения Степанакерта в переговорный процесс.
Весь этот антураж лишний раз подтверждает распространенное мнение о том, что официальному Баку переговоры вовсе и не нужны. Их существование используется лишь в качестве оправдания перед внутренней аудиторией за то, что, бряцая оружием, Баку все никак не начнет победоносной войны. На Апшероне же отлично понимают, что нахождение нынешнего руководства страны у власти напрямую зависит от проблемы Карабаха, и чем дольше эта проблема продержится в подвешенном состоянии, тем дольше просуществует нынешняя власть в Азербайджане.
Никол Пашинян взялся за "откосивших" от армии детей чиновников – СМИ >>
Оставляя без почвы понятие переговоров, Баку ничего не остается, как постоянно твердить о войне. Но дело в том, что пойти на это они тоже не могут — полномасштабная война станет катастрофой для обеих стран, а для "управляемой" войны с предсказуемыми итогами нужны твердые гарантии внешних игроков. Кроме Анкары, Баку таких гарантий никто не дает и не даст, а компетенция Турции (при всей ее эскпансионистской амбициозности) так далеко не простирается.
В ответ на не отличающиеся разнообразием азербайджанские заявления, армянская сторона на этот раз отметила, что готова к любому развитию событий, а Баку придется несладко, если там решатся, к примеру, повторить апрель 2016-го. Неясно, означают ли эти слова, что в случае новой агрессии Армения будет считать себя свободной от всяческих обязательств — вряд ли. Те же внешние игроки имеют на Ереван влияние не меньшее, чем на Баку — разве что Еревану полегче в том отношении, что над ним не довлеет необходимость считаться с Анкарой.
А вся эта возня в Нахичевани с передвижением позиций и "освобождением" десятков тысяч и так подконтрольных земель служит тем же целям — "накормить" пропагандой соотечественников. Армения на столь тяжеловесные провокации, разумеется, не поддастся, да и Баку понимает, что в случае агрессии из Нахичевани ему придется иметь дело с ОДКБ, причем вмешательство организации будет прямо вытекать из соответствующих договоров между ее участниками.
Невозмутимое спокойствие пороховой бочки — Степанакерт утром и вечером >>
После футбольного чемпионата мира, на август, намечен визит азербайджанского президента Алиева в Москву. Без обсуждения ситуации вокруг Карабаха, разумеется, не обойдется, но азербайджанской стороне придется постараться не потерять лицо. Это будет очень трудно сделать, разве что официальный Баку действительно ни во что не ставит собственную внутреннюю аудиторию, считая, что ей можно наговорить все, что угодно, не обращая внимания на ее мнение.