Шахматные партии с Западом и Россией: ход за Арменией

© Sputnik / Aram NersesyanМинистр иностранных дел Зограб Мнацаканян и директор СНБ Артур Ванецян на заседании правительства Армении (24 мая 2018). Еревaн
Министр иностранных дел Зограб Мнацаканян и директор СНБ Артур Ванецян на заседании правительства Армении (24 мая 2018). Еревaн - Sputnik Армения
Подписаться
Последние четверть века независимой Армении практически всегда удавалось балансировать между Россией, ЕС и США. В этом плане задача новой власти поднять отношения со всеми сторонами на более высокий, предметный уровень.

Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения

При всех непростых коллизиях во взаимоотношениях России и коллективного Запада, всегда комфортно умещалась в узком пространстве, оставленном ей для маневров, избегая ситуаций, где придется делать выбор "или – или". И это ей удавалось.

Встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна и Президента России Владимира Путина (13 июня 2018). Москвa - Sputnik Армения
Fair play, а не подачки и подножки: Армения и Россия обновляют отношения

Возможность лавирования определялась тем, что Армения всегда четко сигнализировала о невозможности такого выбора для нее, и даже Евросоюз волей-неволей с этим считался. Много уже говорилось о принципиальных отличиях договора с ЕС Армении и аналогичных документов в украинском, грузинском или молдавском случае. Учитывая, что ЕС не склонен к кардинальному замораживанию отношений ни с кем вообще и с Арменией в частности, такая позиция нашей страны стабильно приносила политические дивиденды.

Сказать, что ЕС сейчас навязывает Армении какие-то решения – нельзя, что и оставляет пространство для работы дипломатов и возможность, лавируя, найти лучшее для страны решение. Теоретически ЕС, наверное, мог бы пойти и на диктат, но только теоретически – практически же там отлично понимают бесперспективность такого отношения. А раз так, то и огород городить незачем, да и не привыкли в Европе к диктату.

Новая власть во всех направлениях внешней политики сейчас чувствует себя более свободной, чем правившая прежде РПА. Хотя бы потому, что не связана многими договоренностями, обещаниями и, возможно, закулисными сделками власти прежней. Конечно, есть определенные международные обязательства, не подлежащие ревизии, но в целом свободы больше, а в отношениях с ЕС это еще и большая свобода поторговаться (в хорошем смысле) для себя.

Встреча президента Армении Армена Саркисяна с госсекретарем США Майком Помпео (29 июня 2018). Вашингтон - Sputnik Армения
Знаковая встреча в Вашингтоне: чего ожидать после переговоров Саркисяна и Помпео

Новый премьер уже показал свои рациональные подходы, в том числе и в отношениях с Россией, которой еще нужно доказать, что доверять ему можно. Именно поэтому в его отношениях с Москвой сейчас очень заметна предельная осторожность – она пригодится и дальше и всегда, но сейчас, когда идет знакомство, она просто необходима.

То есть, в определенной степени, это кредит доверия (и Запада, и России) который нужно умножить, а не растерять, и выплатить, к тому же, минимальные проценты за этот кредит. Здесь начинается уже почти чистая дипломатия, и ход в обеих шахматных партиях сейчас за Арменией. Политический капитал, еще почти нетронутый, который очень легко просадить нерасчетливой игрой, и очень трудно, но необходимо приумножить.

Плюс – перманентно держать руку на карабахском пульсе. Здесь положение осложняется тем, что Азербайджан стремится к поддержанию конфликта во взрывоопасном состоянии. Этому есть несколько основных причин, и одна из них заключается в том, что, когда конфликт этот находится в спокойной фазе, он очень быстро выпадает из внимания основных внешних игроков, которые, в принципе, вовсе не против существующего статус-кво. Вот это последнее слово особенно выводит из себя Баку, который всеми неправдами пытается обострить ситуацию. В известных пределах, конечно.

В плане же внутриполитическом у новой власти пространства для маневра намного меньше. Пока те ошибки, которые уже были допущены, фатальными не были и их можно списать на неопытность. Но скоро громкие разоблачения и не менее оглушительные скандалы придется либо прекращать, либо докапываться до корней, уходящих в глубь времени порядка трех десятилетий. Что выберут власти, посмотрим.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян на пути от Дома правительства в министерство Экономики (15 мая 2018). Еревaн - Sputnik Армения
Дамоклов меч Пашиняна: удастся ли правительству перезапустить госсистему

Но в любом случае в ближайшее время люди начнут требовать отдачи. Заявили, что в результате расследований и полицейских акций выявлено столько-то миллиардов денег – покажите, куда они сели в бюджет и на что были истрачены. Если они не в бюджете – почему? Где наши повышенные зарплаты и пенсии? Почему не снижаются цены? Даже если новые власти и не обещали ничего подобного, все равно люди в массе своей восприняли их, как избавление, как панацею.

Значит, придется объяснять – терпеливо, взвешенно, аргументированно и многократно. Мы ведь пока по коллективному менталитету и близко не подошли к развитой демократии, у нас принято персонифицировать и зло, и добро. За все нехорошее и плохое у нас несет ответственность кто-то один, точно так же кто-то другой символизирует все надежды на счастье и процветание.

От одного символа до другого – один шаг, который нужно всеми силами постараться не сделать. И воспитывать общество, наконец.

Лента новостей
0