Согласно опубликованному "Институтом экономики и мира" докладу "Глобальный индекс терроризма", по состоянию на 2017 год все три страны Южного Кавказа относятся к государствам с низким уровнем террористической опасности. Даже несмотря на откровенно враждебные взаимоотношения двух из них и наличие нерешенного конфликта.
К сожалению, в современном мире распространение терроризма стало глобальной угрозой, причем время идейных одиночек прошло, и теперь террором занимаются многочисленные хорошо организованные и вооруженные организации. Так или иначе, в той или иной степени эта угроза может затронуть любую страну, даже самую отдаленную и нейтральную.
Что касается Армении, то уровень угрозы здесь, конечно, далеко не так велик, как, например, в Европе или даже в России, не говоря уже о ряде регионов Ближнего Востока. Но то, что есть террористические организации, держащие в уме Армению, очевидно, и строить и развивать государство нужно с учетом этой опасности. Только одно географическое положение страны, между Европой и Азией, диктует потенциальный интерес террористов к ней.
Жилин: терроризм – оружие США в 21 веке >>
В принципе, террорист или группа террористов теоретически могут проникнуть из любой страны, закрыта разве что граница между Арменией и Азербайджаном, между Карабахом и Азербайджаном. Так что очевидно, что для противодействия подобным угрозам крайне желательно сотрудничество соответствующих структур всех стран, включая Турцию и Иран.
Правда, Турция здесь стоит несколько особняком. Многое зависит от политики, которую возьмет на вооружение эта страна: будет ли она, в силу той же географии, буфером на пути распространения этой заразы, или осознанно станет ее рассадником. Это покажет только время, а в Армении, наверное, стоит порадоваться, что армяно-турецкая граница остается наглухо закрытой, по крайней мере, в нынешнюю эпоху нестабильности.
Что касается Азербайджана, то здесь силовики в целом успешно противодействуют проникновению терроризма. Эксперты Андрей Казанцев и Леонид Гусев отмечают, что появление исламистских групп в Азербайджане было связано сначала с карабахской войной, когда против армян воевали представители международных радикальных групп, а потом — с активизацией исламского движения на Северном Кавказе. Среди основных групп, присутствовавших в самом Азербайджане, называются "Джейшуллах", "Хизб ут-Тахрир" (запрещена в РФ и ряде стран) и "Лесные братья", которые были разгромлены азербайджанскими силовиками в сотрудничестве со спецслужбами США, Израиля и России.
Госдеп предупредил о террористической угрозе в Турции >>
Те же авторы считают, что в Грузии угроза со стороны исламского терроризма локализована в Панкисском ущелье. Вначале ситуация там была взаимосвязана с Чечней, в Грузии регулярно находился Руслан Гелаев с бойцами. После относительной стабилизации в Чечне аналогичного процесса в Панкиси не произошло. По оценкам авторов, потенциал терроризма в Грузии напрямую связан с ситуацией в Панкисском ущелье, но контроль грузинских силовиков там достаточно силен.
Грузинский же специалист Руслан Барамидзе считает, что представители исламской общины Грузии, особенно жители Панкисского ущелья, почувствовали привлекательность идеи ИГИЛ (организация, запрещенная в России и ряде стран — ред.), к которой они могут испытывать определенные симпатии, поскольку в Грузии им было трудно найти себя из-за конфликта идентичности.
Таким образом, на Южном Кавказе недостатка в потенциальных исполнителях терактов не ощущается. Низкий же уровень опасности предопределен тем, что пока у таких организаций есть, если можно так выразиться, дела поважнее, ну и, конечно, эффективной (до сих пор) работы национальных спецслужб.
Турецкого журналиста задержали за использование слова "тирания" >>
Что, разумеется, не может быть причиной самоуспокоенности — угроза терроризма очень велика, он умеет хорошо маскироваться и мимикрировать, что делает его в разы опаснее.