Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Политика Эрдогана в Сирии дала сбой в Хельсинки
Астанинский формат, соавторами которого стали Россия, Иран и Турция, начинает давать определенные результаты. И как бы ни "отбрыкивались" вначале от него сирийские "умеренные" оппозиционеры и страны–члены западной антитеррористической коалиции (в первую очередь США), в итоге с астанинской площадкой им пришлось смириться.
Ведь Москва, Тегеран и Анкара – это основные игроки на сирийской территории, и с этим никто спорить не будет. Другое дело, что каждая из этих мировых и региональных держав имеет свои конкретные геополитические цели, и необязательно, чтобы они всегда совпадали.
В нынешней ситуации, когда стало ясно, что президенты России и США смогли о чем-то договориться, опасность нависает над Турцией, которая доселе вела себя в Сирии не просто активно, а агрессивно.
Красный крест и Брюссель хотят помочь сирийским беженцам в Армении, но те возражают>>
Оккупация турецкими войсками северных районов Сирии продолжается. И это обстоятельство беспокоит уже не только тех, кто на международной политической арене поддерживает сирийского президента, но и их противников.
Дело в том, что Анкара, под предлогом борьбы с курдскими боевыми формированиями, заняла большие площади на территории соседнего суверенного государства. Ввела туда кадровые части и большое количество бронетехники, и, оседлав практически всю территорию района Африн, продвинулась уже до пригородов Манбиджа.
Еще до того встречи Путина и Трампа в Хельсинки, Эрдоган договорился о том, чтобы американцы оттянули из самого Манбиджа курдские боевые формирования и сдали город и район турецкой армии.
Кадровые части турок уже сидят в пригородах Манбиджа и совместно с американцами патрулируют городе и окрестности.
Манбидж – головная боль Вашингтона и Анкары
На самом деле уже изначально было понятно, что после начала антитеррористической операции "Оливковая ветвь" (так представляет дело Анкара), Турцию будет трудно заставить отозвать армию с сирийской территории.
Очевидно, что борьба с курдами – всего лишь повод, чтобы ввести войска на территорию суверенного государства. Тем более, что согласно договоренностям достигнутым в Астане, зона деэскалации Идлиба, где засели серьезные протурецкие силы (говорят о 15 тысячах и больше боевиках) находится в зоне ответственности Турции.
А тот же Африн вплотную прилегает к сирийско-турецкой государственной границе и к району Идлиба.
С самого начала было понятна авантюрная игра Эрдогана на два фронта – и со своими астанинскими партнерами Россией и Ираном с одной стороны, и с соединенными Штатами – с другой.
Путин vs Трамп: как лидеры ядерных сверхдержав троллят общих противников>>
От русских и иранцев Эрдоган выторговал возможность самому, силами своих кадровых частей изгнать из районов Африна курдские боевые формирования. После этого наступило время торговли Анкары с Вашингтоном, поскольку турецкий президент старался по максимуму продвинуться на восток вдоль сирийско–турецкой границы.
А там Манбидж – район, который от игиловцев практически целиком освобождали курды, действующие под американским "зонтиком".
Интересно то, что в итоге торг удался и американские инструкторы, работающие с курдскими боевыми формированиями, оттянули их из города и из всего района Манбидж.
Турецкая армия в город еще не вошла – ее солдаты совместно с американцами патрулируют всего лишь его окрестности. Понятно, что Анкара прямо сейчас с удовольствием заняла бы Манбидж, только вот ситуация резко изменилась.
Согласны даже на Асада: Тель-Авив торгуется с Москвой>>
И почувствовав эти изменения, администрация и население Манбиджа сразу же выступили с заявлением, в котором называют турок оккупантами и хотят вернуться под крыло законных сирийских властей – Дамаска.
А изменилась потому, что, кажется, после хельсинкской встречи Путина с Трампом в Сирии действительно наступила другая реальность. И состоит она в том, что сирийская армия получила больше свободы практически по всем направлениям.
Идлибская зона деэскалации – козырная карта в руках Анкары
Следует понимать: как поведут себя кадровые части, оставшиеся верными Башару Асаду, на участках юго-запада Сирии, Анкару особо не волнует (это "зона беспокойства" Израиля).
А вот то, что параллельно идут и военные операции, и удачные переговоры Дамаска (при помощи русских военных и дипломатов) с боевиками, засевшими на подступах к Идлибу, турок сильно беспокоит.
Вплоть до того, что на днях Анкара решилась на демарш, пригрозив выйти из астанинского формата, если сирийская армия вдруг начнет глобальную операцию по изгнанию боевиков, засевших в Идлибе.
Ведь большинство формирований в этом городе – это протурецкие отряды (те же туркоманы, "Джебхат ан-Нусра" и так далее). И их Анкара будет защищать до последнего.
Именно поэтому и представитель МИД Турции Хами Аксой выступил со следующим заявлением:
"Президент Реджеп Тайип Эрдоган 14 июля в ходе разговора с российским коллегой отметил, что начало наступления на Идлиб положит конец договоренностям, достигнутым в Астане".
Иран и Израиль ищут компромисс в Сирии: почему США придется собирать чемоданы>>
С другой стороны, сама Анкара тоже не отказалась бы достигнуть хоть какого-нибудь соглашения с Дамаском касательно Идлиба. Ведь не следует забывать, что наличие в стране более трех миллионов сирийских беженцев — это тяжкое бремя для турецкой экономики. Да и европейских финансовых преференций, кажется, отныне не будет.
Следует также помнить, что кроме туркоманов и местных боевиков, в Идлибе находится множество иностранных наемников, готовых воевать за кого угодно – лишь бы платили. И они (и европейцы, и африканцы, и афганские моджахеды – "псы войны") Анкаре вряд ли подчинятся. А с ними разбираться необходимо.
Так что не так уж и легко будет Эрдогану отказаться от участия в астанинском формате, как это пытался представить руководитель Турции, стараясь выторговать максимуму преференций в новой сирийской реальности.
И вообще, авантюрная политика Эрдогана в Сирии, кажется, начала давать серьезный сбой, поскольку никаких территориальных приобретений туркам не светит.
Максимум, на что они сейчас могут рассчитывать — это гарантии, что победители (Дамаск, Москва и Тегеран) в будущем не позволят курдам образовать автономии у северных границ Сирии, недалеко от Турции.
США сжимают тиски: ось Москва-Тегеран-Анкара под угрозой?>>
Думается, получив эти гарантии и прислушавшись к советам и рекомендациям и русских, и американцев, Турция с облегчением "сольет" идлибскую зону деэскалации, поскольку уже понятно, что как минимум на севере Сирии ей никаких территориальных бонусов не светит.