После известных событий, связанных с требованиями "отставки" Католикоса всех армян Гарегина II, в трудном положении оказалась не только церковь, а нация, ее моральные традиции и устои.
В том, что происходит сейчас, прослеживается взаимосвязь, и деструктивные шаги следуют один за другим, оставляя впечатление хорошо спланированных действий.
Сегодня в Армении многие убеждены, что протестные акции направлены не столько против личности Католикоса, сколько именно против ААЦ, ведь ее законы четко определяют порядок ухода главы церкви с занимаемого поста: при этом участие паствы в этом процессе не предусмотрено.
К человеку по имени Ктрич Нерсисян (мирское имя Гарегина II – ред.) можно относиться как угодно, и многим эта фигура несимпатична. Но то, что происходит сегодня, иначе, как закладыванием мины под понятие "армянская церковь" (понятие, насчитывающее 17 веков существования), расценить нельзя. Ибо уже всем, даже самым осторожным в оценках наблюдателям, совершенно ясно, что борьба ведется не с отдельной личностью, а с тысячелетней традицией.
Не мирское дело мирян, или Почему выпады против ААЦ — выстрел в висок армянской нации>>
На разницу между церковной и политической жизнью указывает руководитель пресс-канцелярии Св. Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян. Он говорит, что если методы давления со стороны гражданского общества применимы в политической сфере, то в церковной следует руководствоваться церковными правилами.
Всякими "инициативами", акциями, захватами или вторжениями заставить Католикоса отречься от сана невозможно. Ваграм Меликян считает, что соответствующие органы должны предпринимать все возможное для восстановления нормальной работы Первопрестольного Эчмиадзина.
В числе "всего возможного" — и создание организации "Национальный фронт защиты Армянской Апостольской Церкви" — об этом на днях сообщил глава Центра по реабилитации жертв деструктивных культов Александр Амарян.
Фронт не будет поддерживать отдельных представителей духовенства, а станет выступать в защиту всей структуры армянской национальной церкви.
Тут и вправду возникает такой вопрос: а почему нужно создавать гражданские добровольческие организации для защиты ААЦ? Разве у нас нет правоохранительных органов, разве государство посредством силовиков не контролирует ситуацию в стране? В определенной мере ведь "Национальный фронт" собирается предпринимать шаги, которые обязаны делать правоохранители.
Гомосексуалисты и католикосы, или Как в Армении поймать рыбу в мутной воде>>
В ряд взаимосвязанных событий вписываются и ставшие более частыми обсуждения по теме пресловутой "ювеналки", и прошедшая кампания против концепции "Нация-армия", направленная на определенную дискредитацию образа армянской армии.
Вопиющий случай Манвела Григоряна становится поводом для закрытия детской школы "Еркрапа" — без обсуждений необходимости и последствий этого шага, затем – вбрасывается тема "ничего не осознававших" национальных героев, ценой собственной жизни остановивших врага, а люди, которые осмеливаются, не таясь, заявить о том, что у них есть Родина, обзываются "военно-патриотическими шизофрениками".
А еще одна актриса – издалека – ни с того, ни с сего, вдруг решает в очередной раз защитить права представителей ЛГБТ-сообщества: можно подумать, на эти права кто-то покушается. На самом деле это – попытка выбить сообществу больше прав, чем у остальных граждан, но прямо же об этом не скажешь.
Актриса, правда, все испортила своим блистательным заявлением о том, что защиту представителей ЛГБТ нельзя приписывать зарубежному спонсорству. Если бы эти слова произнесла гражданка Армении, а не Канады, то их еще можно было бы пропустить мимо ушей, а теперь, вот неприятность, рядом с такой бездной логики не пройдешь, не обратив на нее внимания.
А что касается Ктрича Нерсисяна, то здоровые силы внутри армянской церкви, поверьте, решат все вопросы, и не раскольникам ими командовать. Решат, будьте уверены, иначе не простояла бы неколебимо Армянская Апостольская Церковь 17 веков.