Алексей Стефанов, Sputnik
В российский кинематограф армянский актер Микаэл Джанибекян вошел в середине нулевых после фильма "Моя большая армянская свадьба". С тех пор его карьера шла в гору – на счету актера около тридцати киноработ. Но мало кто знает, что выпускник Ереванского художественно-театрального института в России едва не забыл про профессию – торговал оптом и в розницу тушенкой "Великая Китайская стена".
Кинокомпания "Марс Медиа" приступила к съемкам 12-серийного фильма "СССР" про судьбу четырех друзей на протяжении десяти лет — с 1981 по 1991 год. Микаэл Джанибекян играет в этой картине отца одного из друзей – Самвела. По сюжету он женит своего киношного сына на русской девушке, хотя сам не очень доволен выбором. В точности, как это было в "Моей большой армянской свадьбе" с героем самого Микаэла.
В день, когда шла работа над сценой свадьбы, мы и приехали на съемочную площадку фильма "СССР", где пообщались с Микаэлем Джанибекяном.
"Очень непривычно быть отцом 20-летнего парня. Не знаю, как себя с ним вести. На экране отцов таких взрослых детей я еще не играл — моему собственному сыну семь лет", — первым делом признался Микаэл Джанибекян корреспонденту Sputnik Армения.
Гены пальцем не раздавишь
В том, что Микаэл будет играть, в его семье никто не сомневался – по мужской линии все были актерами. Дедушка Гурген Джанибекян – народный артист СССР, отец Карен Джанибекян – народный артист Армении. В восемь лет Микаэл впервые снялся в телепостановке по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота", в 13 лет сыграл одну из главных ролей в фильме Геннадия Мелконяна "День бумажного змея", в 14 лет – уже главную роль в картине Самвела Гаспарова "Как дома, как дела?".
"Пошли телепостановки, фильмы, институт — все-таки и дед, и отец у меня актеры, тут гены пальцем не раздавишь, как говорится", — смеется Микаэл.
Но сам, говорит, не хотел идти учиться на актера.
"Папа заставил. Я хотел в армию пойти, а он сказал: "Нет, ты пойдешь учиться". А я вообще не хотел учиться, кому после школы хочется? Тем более, я хулиганистый был, мне полгода оставалось до окончания школы, а меня выгнали. Пришлось вечерку заканчивать", — приоткрывает тайну из своей биографии Микаэл.
Из грузчика в композиторы, или Как Хачатурян обиделся за четыре такта>>
Оказывается, в последнем классе школы, а жили они тогда с семьей в Грузии, будущий актер с друзьями украл в школе занавески.
"Такие бордовые бархатные занавески, мы ими оббили всю мебель в нашем штабе. Даже милиционерам понравилось наше творчество, когда они нашли пропажу. Сказали: "У детей руки золотые, жаль все это пороть…"
Как ни странно, историю с кражей удалось замять, и никаких наказаний, кроме исключения из школы не последовало. "Кавказ в этом смысле не такой строгий, как Россия", — говорит актер. Впрочем, именно благодаря тому, что пришлось переводиться в вечернюю школу, Микаэл устроился на работу в Армянский театр имени Шаумяна в Тбилиси, где тогда работал отец. И мечта отца сбылась – из театра Микаэл поехал в Ереван поступать в институт.
Тушенка оптом и в розницу
Ереванский художественно-театральный институт Микаэл Джанибекян окончил в 1994 году. Но найти работу по профессии не смог. "Это были самые тяжелые для Армения годы. Из нашего курса в профессии остались человек пять, а то и меньше", — говорит актер. Тогда Микаэл решил перебраться в Москву, но и в столице России работы не было.
"В 1994 году в московские театры чужаков не брали – своих кормить нечем было, а фильмов снималось слишком мало. И я на десять лет забыл про профессию — возил из Питера в Москву крупными партиями тушенку "Великая Китайская стена", из Турции – макароны, на Измайловском рынке держал мелкооптовый контейнер, занялся туризмом — три месяца был турагентом, потом стал туроператором. Направления были разными, основные – Греция, Турция, Тунис, Египет", — вспоминает актер.
И все-таки Микаэла тянуло в кино. В 2000-м он прошел кастинг на эпизодическую роль торговца в сериале "Дальнобойщики" – сыграл уже практически самого себя. Спустя еще четыре года пригласили на эпизодическую роль Деда Мороза в фильм "С Новым годом, папа!". А пока фильм монтировали, Микаэл получил, наконец, первую после долгого и вынужденного перерыва главную роль – сыграл пластического хирурга Тиграна в картине "Моя большая армянская свадьба", где снялся вместе с Родионом Нахапетовым, Натальей Андрейченко, Маратом Башаровым, Марией Шукшиной, Арменом Джихарханяном и другими звездами российского кино.
Режиссер Карен Оганесян: мне было все равно, умру я или нет>>
"Так я и остался в кино, больше не буду ничем другим заниматься. По большей части, играю в России, но и в Армении снялся в паре картин – "Возвращение блудного сына", "У дороги". Вообще, в Армении мой брат зажигает, он тоже закончил тот же театральный институт ", — говорит Микаэл.
Армяне все делают медленно, но быстро
"Отличается ли работа в кинопроизводстве в Армении и России?" – спрашиваю актера.
"В Армении ритм другой, все делается медленно, спокойно. На картине "Моя большая армянская свадьба" часть экспедиции снимала в Армении. И российская группа не понимала, как армянская может работать так медленно. Причем, работает медленно, но все успевает. Надо, к примеру, ковер повесить — и начинается перекличка. "Сейчас Гагику скажем, он повесит". "А где Гагик?" "Гагик за цветами поехал". "Ну, когда приедет, скажи, пусть ковер повесит". А в целом съемочный процесс он везде одинаков", — улыбается Микаэл.
Единственное, что не нравилось актеру – на него примеряли только роли выходцев с Кавказа. "Первое время было очень обидно. А потом понял, что не стоит оно того и махнул рукой. Тем более, многие режиссеры специально стали вводить в число действующих лиц армян, чтобы добавлять в сюжет перчинки, и начали активнее приглашать меня".
Карен Шахназаров: мечтаю съездить в Карабах>>
Ничего странного в том, что режиссеры стали "приправлять свои фильмы кавказским колоритом" Микаэл не видит, поскольку "армяне — они везде".
"Это единственный народ, который приживается всюду. Я когда купил дом в деревне на границе Московской и Тульской областей, даже удивился тому, что я там один единственный армянин. Но уже через год дом неподалеку приобрела другая армянская семья. Причем, мы с ними не были знакомы", — смеется Микаэл.
Занятость в съемках Микаэлу по душе, единственное, что расстраивает – он уже три года не был в Армении. С тех пор как умер отец. Но и эту проблему, возможно, удастся скоро решить – часть фильма будет сниматься в Армении, на территории одной из главных достопримечательностей республики — Гарни, куда съемочная бригада отправится осенью.