Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Вашингтон вел переговоры с Анкарой за спиной своих курдских союзников
Все началось еще тогда, когда выяснилось, что западная антитеррористическая коалиция во главе с американцами выводит из Манбиджа курдские вооруженные подразделения.
А ведь именно курдские отряды при поддержке американских инструкторов и авиации, освободили от боевиков Исламского Государства (террористическая группировка, запрещенная в России и ряде других стран) и Манбидж, и столицу ИГ – Ракку.
Кроме того, курдские боевые формирования все это время удерживали левобережье Евфрата (так называемые нефтяные поля) и часть провинции Дейр-эз-Зор.
В итоге полгода тому назад сложилась ситуация, при которой курды контролировали около тридцати процентов территории Сирии (называется даже конкретная цифра – 27%).
Создавалось впечатление, что после разгрома ИГ и других террористических формирований американцы решат использовать курдов для того, чтобы разрушить территориальную целостность страны, раз уж не удалось скинуть президента Башара Асада.
Новая реальность в Сирии: Анкара вчистую проигрывает свою партию Дамаску>>
Однако потом выяснилось, что за кулисами сирийских событий шли переговоры между Вашингтоном и Анкарой. И результатом этих переговоров сначала стала операция "Оливковая ветвь", а потом – оккупация турецкими воинскими подразделениями провинции Африн, которая населена курдами.
Американцы использовали курдских лидеров втемную
Это только сейчас лидеры курдских боевых формирований поняли, что американцы их попросту использовали, как говорится, втемную.
Западная коалиция именно их руками освободила прилегающие к сирийско-турецкой границе районы, населенные курдскими племенами, чтобы иметь серьезные козыри в переговорах с турками.
И когда договоренность была достигнута, американские инструкторы попросту покинули боевые лагеря сирийских курдов, США перестали поставлять им оружие и боеприпасы, а также поддерживать их военные операции с воздуха.
Более того, курдским лидерам было официально заявлено, что с Анкарой достигнуто соглашение о переходе Манбиджа под контроль турецкой армии.
В последние дни поступала информация о том, что именно совместные силы турецкой армии и западной коалиции патрулируют практически весь регион Манбиджа, вплоть до пригородных районов.
Сирийский расклад после Хельсинки: в выигрыше Иран и Израиль?>>
Курды, конечно же, серьезно ошиблись, решив, что смогут при помощи своих заокеанских патронов завладеть частью территории Сирии и реализовать свою вековую мечту – создать свое независимое государственное образование.
Турция такого ни в коем случае не допустила бы, а американцы сейчас оказались не в той ситуации, чтобы вот так серьезно поссориться с Анкарой.
Курды согласились на переговоры с властями Сирии
Рейтинг и влияние Соединенных Штатов на Ближнем Востоке серьезно пошатнулись, и в этой ситуации заиметь себе еще и смертельного врага в лице Турции американцам не хотелось бы.
А для курдских лидеров нынешний расклад оказался совершенно невыгодным еще и потому, что богатые нефтью районы восточнее Евфрата, оказавшиеся под их контролем (та же провинция Дейр-эз-Зор), оказались наглухо закрытыми.
Ведь их спонсоры – американцы – отказались выступать в качестве "зонтика" для своих (уже бывших) партнеров, и для курдов сразу же наступили тяжелые времена. Суннитские племена, заселяющие те районы, начали открыто воевать с курдами, не разрешая торговать нефтью.
Поэтому неудивительно, что курдский лидер Ильхам Ахмед – сопредседатель Совета демократической Сирии – откликнулся на призыв Дамаска о переговорах с СДС.
В начале июня курдский лидер заявил, что курды готовы направить делегацию в Дамаск "для вступления в диалог с сирийским правительством без предварительных условий". Понятно, что для налаживания контактов потребовалось время – больше месяца.
Уже известно, что курдская делегация во главе с самим Ильхамом Ахмедом находится в Дамаске.
США разменяли последнюю козырную карту в Сирии: а что курды?>>
Местные СМИ со ссылкой на свои источники уже публиковали информацию о том, что у курдов нет сепаратистских устремлений, и они не собираются использовать оружие против сирийской армии.
Более того, стороны обсуждают вопросы восстановления работы госучреждений в подконтрольных СДС районах, взаимодействия в области безопасности, а также политическое урегулирование.