Севанский флот, кому он нужен? Как "Сестрица Нюша" превратилась в "Гегануш"

© Sputnik / Nelli DanielyanОзеро Севан
Озеро Севан - Sputnik Армения
Подписаться
История судоходства на озере Севан насчитывает четыре тысячи лет. Sputnik Армения пролистала его старые и новые страницы.

Нелли Даниелян, Sputnik Армения

Во дворе монастыря, что на Севанском полуострове, есть скромный надгробный камень с надписью: "1872-1946. Капитан севанского судоходства Гаспарян Ерванд Оганесович".

На сегодняшний день это, пожалуй, единственное сохранившееся свидетельство о том, что некогда на Севане действительно было развито судоходство.

© Sputnik / Nelli DanielyanМогила капитана севанского судоходства Ерванда Гаспаряна
Могила капитана севанского судоходства Ерванда Гаспаряна - Sputnik Армения
Могила капитана севанского судоходства Ерванда Гаспаряна

Исторические документы подтверждают: после советизации Армении в 1921 году Ерванд Гаспарян, по приглашению Александра Мясникяна, вернулся в Армению, чтобы создать на Севане флот. Хотя первые пассажирские и грузовые корабли начали курсировать на Севане и до этого — в годы Первой Республики (1818-1920 гг).

© Sputnik / Nelli DanielyanСеванская духовная семинария "Вазгенян"
Севанская духовная семинария Вазгенян - Sputnik Армения
Севанская духовная семинария "Вазгенян"

Перевозкой военных грузов в эти годы занимались несколько моторных галер и двухмачтовый парусник "Ашот Еркат", на котором была установлена пушка, два пулемета и большой прожектор.

3 сентября 1920 года Севанскому флоту был передан российский корабль под названием "Сестрица Нюша", а прибыл он сюда с нахичеваньской пристани Шахтахт. "Сестрицу Нюшу" должны были привезти в Армению еще в годы Первой мировой, чтобы осуществлять перевозки с озера Ван, но он так и застрял на полпути. И о нем забыли.

Перед тем, как отпустить на озеро Севан, "Нюшу" переименовали в более привычное для армянского уха "Гегануш".

© Sputnik / Nelli DanielyanМонастырский комплекс Севанаванк
Монастырский комплекс Севанаванк - Sputnik Армения
Монастырский комплекс Севанаванк

В советские годы на воды Севана также были выпущены корабли "Лукашин", "Татьяна" и "Аида". Позднее флотилия пополнилась быстроходными и грузовыми кораблями "Рабочий", "Амбарцумян", "Комсомолец", "Коммунист", "Микоян", которые связывали между собой противоположные берега озера.

В 60-70-ых, когда из-за снижения уровня воды и степени загрязненности Севан оказался на грани гибели, было принято решение избавить озеро от кораблей. Спустя полвека на Севане снова появились корабли, но уже с принципиально новыми названиями: "Севан", "Арцах", "Спарапет" и так далее.

© Sputnik / Nelli DanielyanКорабль "Спарапет" на озере Севан
Корабль Спарапет на озере Севан - Sputnik Армения
Корабль "Спарапет" на озере Севан

От судоходного прошлого сейчас остались только маленькие корабли 15-тонники, рассчитанные на 10-20 человек. Они предназначены исключительно для туристических круизов. Отправляются эти корабли с оживленных пляжей, плавают минут 20-30 минут и возвращаются в пункт назначения.

Капитан одного из таких судов Меружан Багдасарян около 40 лет занимается водным туризмом.

© Sputnik / Nelli DanielyanКапитан судна "Спарапет"
Капитан судна Спарапет - Sputnik Армения
Капитан судна "Спарапет"

"До 1970-х были яхты. Потом их запретили из-за того, что они загрязняли озеро. Были маленькие катера на несколько мест, были "Ракеты". Все это запретили", — рассказал в беседе со Sputnik Армения капитан.

Севан и сегодня борется с загрязнением, падением уровня воды, угрозой заболачивания и многими другими проблемами. Но местные жители уверены: озеро не только сможет их преодолеть, но и дальше будет продолжать принимать туристов.

"Учу внуков, чтобы продолжили мое дело", — говорит капитан, но признается, что в этом году из-за "цветения" озера туристов стало меньше.

"Местные предпочитают другие моря, тратят наши деньги в других странах", — полушутя полусерьезно добавляет капитан.

Председатель Армянской национальной федерации инвалидного спорта (АНФИС) Самвел Ростомян - Sputnik Армения
Армянский Джонни Депп, или Как капитан Сэм "море" усмирял

Многочисленные источники свидетельствуют, что история судоходства на Севане начитывает не 100, а 4000 лет.

Во время раскопок древнего поселения на территории прибрежной деревни Лчашен, в одной из гробниц была обнаружена лодка, которая, по оценкам ученых, датируется 2 тысячелетием до нашей эры.

А в селе Карчахпюр была обнаружена глиняная модель лодки, которая датируется 6 веком до нашей эры.

Лента новостей
0