ЕРЕВАН, 8 авг – Sputnik. Поднимать ажиотаж по поводу очередей на КПП Верхний Ларс бессмысленно, они обусловлены естественными факторами, сказал Sputnik Армения исполнительный директор экспедиторской компании "Апавен" Гагик Агаджанян.
Большегрузы обяжут "мыться" перед въездом в Ереван? В какой детали кроется дьявол>>
По его словам, каждый год на Верхем Ларсе складывается похожая ситуация. В первую очередь, это связано с развитием экономических связей между Арменией Россией.
"На рынке появилось много армянских перевозчиков. Если мы сравним с тем, что происходило 5 лет назад, то автопарк, занимающийся международными перевозками, был достаточно мал. Сейчас количество армянских машин увеличивается", — сказал Агаджанян.
С другой стороны, в результате отмены виз увеличилось количество туристов из России и в Армению, и в Грузию. По данным прошлого года из России в Грузию приехало около миллиона туристов.
Люди, в основной массе, предпочитают ехать на собственном транспортном средстве.
"Прохождение Кавказских гор на собственной машине – это красивое, экзотическое путешествие", — сказал Агаджанян.
Кроме того, Агаджанян напоминает, что в свое время эта дорога называлась "Военно-Грузинской".
Она была построена для передвижения армейских подразделений. Именно в этом заключалось ее предназначение.
"16-метровые машины не рассчитаны на проезд по поворотам этой дороги. Но так как альтернативы нет, естественно, пользуемся ей. Дорога сложная, а расположены КПП – географически между двумя горами", — отметил Агаджанян.
Армянские фуры застряли на грузино-российской границе: кто виноват?>>
Это слишком узкое место для строительства инфраструктуры, которая сможет своевременно обслуживать весь поток машин. В подобных условиях, по его словам, бессмысленно поднимать такой ажиотаж.
"Мы представляем ситуация на дороге, ее потенциал. Ничего удивительного, что дорога иногда закрывается, или есть пробки. Так и должно быть", — сказал Агаджанян.
По его словам, компании, занимающиеся перевозками, знают, иногда даже рассчитывают, как будет развиваться ситуация.
"Мы готовы к этому и психологически, и финансово, и физически. Водитель знает, что его ждет и в его командировочных расходах это рассчитано. Это нормальная, рабочая ситуация", — сказал Агаджанян.
Он отметил, что все условия нужно заранее учитывать. Это проблема автоперевозчиков. Для поставщиков абрикосов или других быстро портящихся продуктов иногда делают исключения. Но иногда и их число слишком велико. Из них собирается отдельная очередь.
"Делаются определенные шаги для решения вопросов. Грузины, например, построили терминал недалеко от границы и предоставили неплохие условия", — отметил Агаджанян.
Но и этим некоторые водители были недовольны. Любое нововведение на начальном этапе приводит к недовольству. Решение грузинских властей всем показалось отрицательным, но там есть все условия – начиная от душа, заканчивая столовой.
Здесь, по его словам, психологический вопрос. Периодически не двигаясь, водителям кажется, что они теряют больше времени. Они привыкли машина за машиной продвигаться вперед, а не ждать своей очереди и сразу проезжать границу.
Что касается возможного улучшения обслуживания и уменьшения времени на границе, Агаджанян отмечает – можно отделить таможню от пограничной проверки.
Таможенные терминалы можно разместить в глубине, ближе к Владикавказу, где будет свободная территория, и можно будет построить инфраструктуру, обслуживать большое количество машин сразу.
"Там можно осуществлять весь спектр таможенных процедур. Пограничная служба останется на Вернем Ларсе, и процесс резко ускорится", — сказал Агаджанян.
Зимой, по его словам, на отрезке Верхний Ларс можно собирать своеобразные искусственные тоннели из железа, которые выдерживают на себе огромные объемы снега.
Меликян: дороге через "Верхний Ларс" есть альтернатива>>
Он отметил, что такие решения в Грузии были использованы при строительстве железной дороги, например, в Джавахке.