Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Новое правительство и лично премьер-министр Армении Никол Пашинян постоянно обозначают в качестве одной из важнейших задач обеспечение честных выборов в парламент следующего созыва. Но, даже принимая в виде допущения отсутствие фальсификаций и давления на избирателей, в том числе — финансового, предсказать их исход сейчас очень сложно.
Приблизительно за девять месяцев могут сложиться и распасться самые разнообразные предвыборные альянсы и коалиции, могут уйти старые политические объединения и появиться новые, активные действия по их созданию заметны невооруженным глазом.
Другой вопрос, успеют ли новоявленные силы набрать "проходной" политический вес. В этом отношении интересен подтекст намечающихся на сегодня споров. Вот, например, АРФД посмела выступить с легкой критикой ареста второго президента Роберта Кочаряна, узрев в этом политическую подоплеку.
"Армения возвращает себе суверенитет": экс-советник Тер-Петросяна о деле Кочаряна>>
В ответ незамедлительно последовал жесткий отзыв премьера о том, что была сделана попытка формирования правительства национального согласия, а если кому оно, согласие, не по душе, тот волен из него выйти.
Показывает ли это неприятие премьером критики, либо же это просто жесткая позиция — как ее понимает Пашинян — сказать трудно. За дашнаками давно закрепилась репутация политической партии, умеющей мгновенно перекрашиваться, составлять коалиции с целью войти во властную систему. Однако, в отличие от некоторых партий в Армении, у них есть своя идеология и беспринципными их не назовешь, а значит — вопрос для АРФД действительно важен.
"Избирательное правосудие в новой Армении": вице-спикер осудил решение по делу Кочаряна>>
Эта конкретная проблема может быть улажена путем диалога, а может легко перерасти в конфронтацию между АРФД и партией "Гражданский договор". Все зависит от целей сторон и сиюминутной политической выгоды, а уверенность в собственной правоте и принципы останутся на третьем месте.
Между Республиканской партией Армении (РПА) и новой властью конфронтация очевидна, обе стороны не скупятся на эпитеты. Депутат от РПА Армен Ашотян в Facebook на днях назвал новые власти "бархатной хунтой" (почему-то по-английски). Учитывая, что Facebook стал одной из основных площадок политической полемики любого уровня и тональности, заявление серьезное.
Ашотяна вряд ли можно заподозрить в незнании значения слова "хунта", а посему остается только гадать, что именно сподвигло его на столь резкое и необоснованное высказывание. То ли Ашотян что-то знает, что неведомо общественности, то ли это сказано для того, чтобы окончательно уничтожить всякие возможности какого-либо компромисса между прежней и нынешней властью. Почему он так говорит и зачем это нужно, мы сейчас знать не можем.
Партия "Процветающая Армения" старается вести себя солидно, и, надо признать, ей это удается. ППА не стремится завладеть максимальными преференциями, а идет от одной цели к другой — сейчас для партии, очевидно, в приоритете выборы в Совет старейшин Еревана для получения кресла мэра столицы. Серьезный список кандидатур для этих выборов — тому доказательство. Балансируя между полной поддержкой новой власти и ее критикой в аптекарских дозах, ППА может сохранить имидж одной из наиболее уравновешенных политических сил.
Что, кому и почему "должен" суд: юристом можешь ты не быть, но Кочаряном быть придется>>
В сложившейся ситуации вполне вероятна попытка заявки на власть АНК-АОД под руководством, прямым или теневым, первого президента Левона Тер-Петросяна. Здесь опять трудно прогнозировать, какого результата добьется это политобъединение, однако цифры последних выборов красноречивы — в памяти общества свежи еще воспоминания о годах правления АОД, а в сознании людей жива устойчивая ассоциация с национальной катастрофой.
Некоторые маргинальные, деструктивные течения тоже могут оформиться в партии, имеющие достаточный вес, по крайней мере, для того, чтобы попробовать свои силы. В переходные периоды, характеризующиеся неопределенностью расклада на политическом поле, такие обычно поднимают голову. Учитывая агрессивность, настойчивость и беспринципность таких сил, они имеют шансы хотя бы заявить о себе. О каких-то возможных их успехах, правда, на данном этапе говорить нельзя.
Конечно, главным претендентом на победу на грядущих выборах сегодня можно считать "Гражданский договор". Правда, до выборов еще немало времени, и та всеобщая поддержка, которая была у новой власти три месяца назад, может значительно уменьшиться.
Тому может быть много причин: в частности, за новую власть могут не проголосовать те, чьи личные интересы задела эта власть, например, борьбой с коррупцией и злоупотреблениями. А поскольку у нас все и вся было, да и остается пока, завязано в одной системе, таких людей очень много, и они представляют самые разные деловые и общественные сферы.
Грызня за пост мэра: почем кресло Тарона обойдется "Процветающей Армении"?>>
Отсюда вовсе не следует, что новая власть должна отказаться от провозглашенных принципов. Как говорится, "взялся за гуж"… Молодая и неопытная власть рискует дать крен — либо в сторону подавления инакомыслия, либо, наоборот, к полной и безграничной свободе для всех, включая антинациональные и антигосударственные течения и силы.
Сегодняшняя задача власти — сохранить разумный баланс между принципами демократии и вседозволенностью. Кстати, успех в этом принесет немалые политические дивиденды.