Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
В Армении ждали нового импульса в отношениях с Ираном
Тревожным звоночком можно считать недавнее заявление армянского внешнеполитического ведомства о том, что пока не определены конкретные сроки официального визита премьер-министра Никола Пашиняна в Тегеран.
А ведь еще недавно и официальные лица, и отечественные масс-медиа наперебой говорили о том, что глава армянского правительства поедет в Иран в ближайшее время, и что в программе визита будет множество вопросов именно экономического толка.
Подобные комментарии появились на полосах армянской прессы и на информационно-аналитических сайтах сразу же после того, как секретарь Совета безопасности Армен Григорян встретился с послом Ирана в Армении Сейедом Каземом Саджади.
А потом сделал заявление о том, что посол готов участвовать в процессе подготовки визита Пашиняна в Тегеран.
Эксперты прогнозировали, что во время встречи будет решаться, в частности такой вопрос, как активизация процесса задействования свободной экономической зоны "Мегри" на армяно-иранской границе. С одной стороны, это дало бы возможность увеличить товарооборот между двумя странами. С другой – создало бы предпосылки для развития СЭЗ "Мегри" в качестве отправной площадки для интенсификации торговли в рамках ЕАЭС.
Говорилось еще об энергоносителях, увеличении поставок электроэнергии в рамках действующего проекта "армянское электричество в обмен на иранский газ".
Армения в роли транзитера электроэнергии: рисков больше, чем перспектив?>>
Как известно, правительство Армении отменило договор о передаче ЗАО "Высоковольтные электросети" в доверительное управление компании "Ташир капитал".
В какой-то момент даже показалось, что сделано это для того, чтобы само государство могло заниматься перспективным сотрудничеством с Ираном в этой сфере.
Словом, все шло к тому, что с приходом к власти нового руководства Армении сотрудничество с нашим южным соседом получит новый импульс.
Армения может столкнуться с проблемой вторичных санкций
В реальности все оказалось гораздо сложнее, чем предполагали армянские бизнесмены и государственные чиновники, отвечающие за сотрудничество и взаимоотношения с Ираном.
Ведь контакты с новым армянским руководством Тегеран начал выстраивать на фоне резкого обострения ситуации на международной политической арене.
Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из ядерной сделки и сразу же стали прессовать Иран путем восстановления экономических и политических санкций.
Более того, американский президент Дональд Трамп все время повторяет, что под удар вторичных санкций могут попасть и те государства (а также их корпорации и бизнесмены), которые продолжат сотрудничество с Ираном.
Когда сосед под санкциями: Армении и Ирану есть, о чем договариваться>>
Сначала казалось, что Армению это не затронет никаким боком: об этом говорили и государственные чиновники, и эксперты. Тем более, что объемы торговли между Арменией и Ираном незначительные, поэтому американцы беспокоиться по этому поводу не станут. И для транзита иранских энергоносителей Армения еще не готова. А небольшой объем иранского газа, поступающий к нам в республику, возвращается обратно в виде электричества.
В общем, тревожиться Соединенным Штатам, по большому счету, не о чем – не такой уж и мощный (по мировым меркам) партнер достался Ирану в лице Армении, чтобы думать о том, как пресечь это сотрудничество.
Однако ситуация накалялась все больше, и соперники – Иран и США – заупрямились.
Тегеран неоднократно заявлял (и до сих пор заявляет), что о переговорах с американцами можно будет говорить лишь тогда, когда те вернуться в рамки действий, обозначенных ядерным соглашением.
Вашингтон, в свою очередь, постепенно начинает давить на своих европейских партнеров, пока еще только намекая, чтобы те подключились к американским санкциям против Ирана.
Если американцы "взбрыкнут", небольшим странам мало не покажется
На этом фоне страны поменьше теряются в догадках и, чего уж греха таить, бояться, что Соединенные Штаты на определенном этапе могут "взбрыкнуть" и начнут крушить все и вся, наказывая тех, кто хоть как-то сотрудничает с иранским бизнесом.
Показательна в этом плане история с Ираком, который, конечно же, осудил американские санкции и высказался в поддержку своего соседа – Ирана. Но вместе с тем премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади заявил, что страна будет частично соблюдать американские санкции в отношении Ирана.
Иранская политика Трампа: Тегеран и Ереван помнят сложные времена>>
"Я не говорю, что мы будем соблюдать санкции, я говорю, что мы не сможем использовать доллары в транзакциях. У нас нет другого выбора", — сказал он.
А еще Багдад вдруг заявил, что никаких планов по поводу иракского премьера в Тегеран не было, это – всего лишь слухи.
И вот на этом фоне посол Соединенных Штатов Америки в Армении вдруг произносит в Ереване полую экспрессии речь о том, что американские санкции нацелены исключительно против организаций и личностей, которые вовлечены в процесс финансирования терроризма и реализации террористических шагов в Ираке.
А после этого настоятельно советует армянским бизнесменам до заключения любых сделок с иранскими коллегами проконсультироваться в американском посольстве. Наверное, чтобы ненароком не попасть под действие вторичных санкций.
К тому же следует учесть, что визит Пашиняна в Тегеран, кажется, откладывается на неопределенное время, а вот вероятность его встречи с Трампом в сентябре в Нью-Йорке высока.
"Тяжелые" времена для Ирана не настолько тяжелы, чтобы плясать под дудку Трампа>>
И если даже Миллз по десять раз на дню будет повторять, что "американские санкции не преследуют цели навредить или как-то повлиять на Армению», и что «правительство США продолжит оставаться верными своей позиции с точки зрения содействия Армении в экономическом развитии", перспективы для нашей страны открываются не самые радужные. Ведь при любом раскладе США не позволят армяно-иранским отношениям развиваться так, как хотелось бы двум странам.