Вопреки "французской подставе": как герой Елян сажал самолет сквозь кровь и перья

© Sputnik / Евгений Умнов / Перейти в фотобанкЗаслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник Эдуард Елян.
Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник Эдуард Елян. - Sputnik Армения
Подписаться
Эдуард Елян ушел на пенсию из ОКБ имени Микояна в 1976 году, в 70-летнем возрасте, и этот факт сам по себе говорит о незаурядном таланте летчика-испытателя. Не счесть модификаций советских самолетов, которые он испытывал и участвовал в их конструировании, а потом, готовые, демонстрировал всему миру.

Заслуженному летчику-испытателю СССР, Герою Советского Союза Эдуарду Еляну 20 августа исполнилось бы 92 года, и в этот день вспоминается, в первую очередь, внушительный список испытанных ими самолетов, скафандров и спецкостюмов. Это доводка и летные, практические испытания конструкций Антонова, Ильюшина, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева, сверхзвуковых истребителей – почти полная история военного и гражданского советского самолетостроения.

Эдуарду Вагановичу звание Героя СССР было присвоено, так сказать, по совокупности заслуг – "за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники", гласили скупые слова официального сообщения. Что стояло за этой лаконичностью, известно многое, но многое же осталось за рамками информации, доступной для непосвященных.

© Sputnik / Лев Поликашин / Перейти в фотобанкКомандир корабля "Ту-154" Эдуард Елян (слева) после очередного полета. Третий справа - главный конструктор Алексей Андреевич Туполев.
Командир корабля Ту-154 Эдуард Елян (слева) после очередного полета. Третий справа - главный конструктор Алексей Андреевич Туполев. - Sputnik Армения
Командир корабля "Ту-154" Эдуард Елян (слева) после очередного полета. Третий справа - главный конструктор Алексей Андреевич Туполев.

Ту-144 был очень красивый самолет, его называли советским "Конкордом" и спорили, какая из моделей элегантнее. Летные характеристики этой машины были отменными, но сам проект, помимо сугубо технической, нес и немалую политическую составляющую: советским авиастроителям была поставлена задача – во что бы то ни стало создать самолет лучше "Конкорда".

Ту-144, однако, так и не было суждено перевозить пассажиров, хотя машина была полностью готова и разработана досконально. Причин тому, что самолет, получивший летный сертификат, не пошел в производство, несколько, и не все они интересны, но трагическое происшествие на авиасалоне во французском Ле-Бурже, хоть и косвенно, повлияло на окончательное решение. Говорили, что если был бы жив Туполев, скончавшийся за год до катастрофы, он отстоял бы красавца.

Джеймс Багян - Sputnik Армения
Этот неугомонный армянин, или Как "счастливчик" Багян космос открывал

Но что уж теперь думать, через сорок пять лет. А тогда, в июне 1973-го, мир был шокирован катастрофой Ту-114 во французском небе. Самолет, выходя из пикирования, рассыпался в воздухе из-за чудовищных перегрузок, усеяв горящими обломками небольшой городок. Тогда погибли 6 членов экипажа и 8 человек на земле. Версия об аварии из-за чрезмерных перегрузок была подтверждена специальной комиссией.

Казалось бы, участие туполевской модели в международных показах на этом завершилось, но через два года, в 1975, Еляну и другому летчику – Горюнову, выпала возможность показать свое мастерство на том же смотре в Ле-Бурже.

Завершив демонстрационный полет, пилоты повели машину на посадку, и тут случилось непредвиденное. До посадочной полосы оставалось метров триста, когда прямо перед самолетом взмыла в небо большая голубиная стая. Садиться экипажу пришлось в буквальном смысле сквозь десятки птиц – рулить и сажать самолет Елян мог, только наблюдая за происходящим через боковые форточки, все переднее стекло было в крови и перьях.

Благополучно сев, Елян прямо из пилотской кабины отправился к руководителю полетов. Коллега и друг Еляна – доктор технических наук Геннадий Амирьянц – в своих воспоминаниях приводит рассказ самого летчика-испытателя.

Ерванд Терзян - Sputnik Армения
"Он достоин этой медали": NASA наградит известного астронома Ерванда Терзяна

"Это был рыжий француз, похожий на трафаретного эсэсовца. Это была та же сволочь, которая заводила меня в 1971 году на посадку, путая "левое" с "правым". Я посадил его в машину, и мы поехали осмотреть место на полосе, где увидели насыпанные зерна и побитых белых откормленных голубей размером с курицу. Очевидно, кому-то надо было еще что-то натворить, кто-то упорно желал, чтобы во второй раз случилось неладное: двигатель разрушился бы или что похуже… Я в свое время во Владимировке на МиГ-19 на взлете влетел в стаю воробьев. Так я не знал, как мне сесть! Не видно ничего! Все остекление залито кровью, перьями. Кое-как с помощью земли зашел и еле сел", — говорил Елян, кипя негодованием.

Так или иначе, проект Ту-144 не получил заслуженного развития. Но вины Эдуарда Еляна в том никакой – летчик сделал все, что мог. Ему было за пятьдесят, когда он перестал испытывать самолеты и спецодежду – редкое профессиональное долголетие, потому и отмеченное высшими государственными наградами и признанием.

Лента новостей
0