Заслуженному летчику-испытателю СССР, Герою Советского Союза Эдуарду Еляну 20 августа исполнилось бы 92 года, и в этот день вспоминается, в первую очередь, внушительный список испытанных ими самолетов, скафандров и спецкостюмов. Это доводка и летные, практические испытания конструкций Антонова, Ильюшина, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева, сверхзвуковых истребителей – почти полная история военного и гражданского советского самолетостроения.
Последний полет Тумасова: останки советского летчика-армянина нашли в Твери>>
Эдуарду Вагановичу звание Героя СССР было присвоено, так сказать, по совокупности заслуг – "за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники", гласили скупые слова официального сообщения. Что стояло за этой лаконичностью, известно многое, но многое же осталось за рамками информации, доступной для непосвященных.
Ту-144 был очень красивый самолет, его называли советским "Конкордом" и спорили, какая из моделей элегантнее. Летные характеристики этой машины были отменными, но сам проект, помимо сугубо технической, нес и немалую политическую составляющую: советским авиастроителям была поставлена задача – во что бы то ни стало создать самолет лучше "Конкорда".
Космическая медицина Норайра Сисакяна, или Чем армянин Гагарину помог>>
Ту-144, однако, так и не было суждено перевозить пассажиров, хотя машина была полностью готова и разработана досконально. Причин тому, что самолет, получивший летный сертификат, не пошел в производство, несколько, и не все они интересны, но трагическое происшествие на авиасалоне во французском Ле-Бурже, хоть и косвенно, повлияло на окончательное решение. Говорили, что если был бы жив Туполев, скончавшийся за год до катастрофы, он отстоял бы красавца.
Но что уж теперь думать, через сорок пять лет. А тогда, в июне 1973-го, мир был шокирован катастрофой Ту-114 во французском небе. Самолет, выходя из пикирования, рассыпался в воздухе из-за чудовищных перегрузок, усеяв горящими обломками небольшой городок. Тогда погибли 6 членов экипажа и 8 человек на земле. Версия об аварии из-за чрезмерных перегрузок была подтверждена специальной комиссией.
Казалось бы, участие туполевской модели в международных показах на этом завершилось, но через два года, в 1975, Еляну и другому летчику – Горюнову, выпала возможность показать свое мастерство на том же смотре в Ле-Бурже.
Завершив демонстрационный полет, пилоты повели машину на посадку, и тут случилось непредвиденное. До посадочной полосы оставалось метров триста, когда прямо перед самолетом взмыла в небо большая голубиная стая. Садиться экипажу пришлось в буквальном смысле сквозь десятки птиц – рулить и сажать самолет Елян мог, только наблюдая за происходящим через боковые форточки, все переднее стекло было в крови и перьях.
Летайте чаще, или Как армянин сбежал от талибов в небо>>
Благополучно сев, Елян прямо из пилотской кабины отправился к руководителю полетов. Коллега и друг Еляна – доктор технических наук Геннадий Амирьянц – в своих воспоминаниях приводит рассказ самого летчика-испытателя.
"Это был рыжий француз, похожий на трафаретного эсэсовца. Это была та же сволочь, которая заводила меня в 1971 году на посадку, путая "левое" с "правым". Я посадил его в машину, и мы поехали осмотреть место на полосе, где увидели насыпанные зерна и побитых белых откормленных голубей размером с курицу. Очевидно, кому-то надо было еще что-то натворить, кто-то упорно желал, чтобы во второй раз случилось неладное: двигатель разрушился бы или что похуже… Я в свое время во Владимировке на МиГ-19 на взлете влетел в стаю воробьев. Так я не знал, как мне сесть! Не видно ничего! Все остекление залито кровью, перьями. Кое-как с помощью земли зашел и еле сел", — говорил Елян, кипя негодованием.
Так или иначе, проект Ту-144 не получил заслуженного развития. Но вины Эдуарда Еляна в том никакой – летчик сделал все, что мог. Ему было за пятьдесят, когда он перестал испытывать самолеты и спецодежду – редкое профессиональное долголетие, потому и отмеченное высшими государственными наградами и признанием.