ЕРЕВАН, 22 авг — Sputnik. Сестры – Джульетта Саркисова и Любовь Козлова, проживающие в Докучаевске, до сих пор не могут понять, за какие грехи им выпали на долю три войны, и почему их преследуют только за то, что они армяне. Историю их жизни рассказало информационное агентство "Новостной фронт".
Бездомный бакинский ветер. Они делают вид, что этого не было…>>
Все началось с рождения Джульетты в страшном 1942-м году, во время Великой Отечественной войны, в разгар битвы за Кавказ. Отец Джульетты ушел на фронт, а мама с малышкой остались в тылу. Спустя три года, в 1945-ом, родилась сестра Джульетты – Любовь.
"Семья была интернациональная: папа – армянин, мама – русская, а жили они в столице Азербайджана – Баку. Позже Джульетта взяла фамилию папы — Саркисова, а носившая русское имя Люба взяла мамину фамилию – Козлова. Тогда они шутили, что Джуля – папина дочка, а Люба – мамина", — отмечается в материале.
Как пишет издание, в те далекие и счастливые годы никто и предположить не мог, что через много лет русское имя и фамилия помогут Любе выжить в Азербайджане, а вот армянке по паспорту и крови Джульетте придется в ужасе бежать от гонений.
Девочки подросли, Джульетта стала зубным врачом, а Люба начала работать в лаборатории вычислительной техники. В начале карабахского конфликта в Баку жило несколько сотен тысяч армян, среди них – Джульетта с мужем. Первые погромы с многочисленными жертвами произошли в азербайджанском городе Сумгаит. После сумгаитской трагедии армян открыто стали выдавливать из Азербайджана.
Цена победы: откровения армянки из Баку, покорившей Америку>>
"Муж Джульетты пострадал одним из первых – его очень сильно избили азербайджанцы, будто не выносили всю жизнь, и вот теперь пришла возможность поквитаться. Почему, за что? У Джульетты Сетраковны нет ответа на этот вопрос. Всегда, всю жизнь они жили с азербайджанцами бок о бок, в мире и согласии", — пишет автор материала.
В качестве убежища они выбрали Украину. Семья, бросившая в Баку все, обосновалась в Докучаевске, расположенном в нескольких десятках километрах от Донецка.
Младшая сестра Джульетты – Любовь – осталась в Баку, веря, что все нормализуется. Однако конфликт нарастал, митинги в городе проводились один за другим, а зимой 1990 года начались погромы. Ее спасла русская фамилия.
"Это была не жизнь. Я сидела, как загнанный зверек, у себя на пятом этаже, боясь выйти из квартиры. Постоянно где-то что-то горело, кого-то выгоняли из квартир, поджигали имущество, гнали с работы и даже убивали. Крики, слезы, ругань – целый день. И все это лишь только за то, что мы армяне", — вспоминает Любовь.
Однажды Люба вышла за хлебом и увидела, как несколько азербайджанцев повалили на землю русского мужчину и стали его избивать. Люба еле ноги унесла, боялась, что и на нее нападут.
"Изгнание в никуда": книга о трагедии армян в Баку может выйти на турецком>>
"Доставалось и русским. Не так, конечно, как армянам, но тоже приходилось несладко. Мы же не знали их языка, я вот ни слова не могла произнести, читать – читала, а говорить не могла. За это тоже били, за незнание азербайджанского", — вспоминает женщина.
На фоне постоянного стресса Любовю заболела – у нее обнаружилось онкологическое заболевание. Выйдя из больницы, она решила, что больше нельзя оставаться в Баку.
"Родители умерли, родственников не осталось. С мужем к тому времени женщина развелась. Она была совсем одна посреди огромного враждебного города в стране, где бушевала война", — говорится в публикации.
Единственным выходом стал приезд к сестре. Сегодня Джульетте Сетраковне уже 76, а ее сестре – 73. Они живут в маленькой квартирке на улице Центральной вместе с котом Рыжиком. Пятый год Докучаевск находится под обстрелом украинской армии. Пятый год женщины засыпают и просыпаются под звуки выстрелов.
Обстрелы они с сестрой пережидают в кладовке. Сядут, прижмутся друг к другу и ждут, когда все закончится. Женщины не понимают, почему они всю жизнь терпят лишения, почему их преследовали только за то, что они армяне.