Буквально в пяти метрах от Еревана открылся памятник армянскому гампру (волкодаву) — огромной собаке с отрезанными ушами, аборигену Армянского нагорья. Международный кинологический союз признал эту породу армянской в 2011 году. Мы побывали на открытии памятника, пообщались с настоящими гампрами и их любителями.
Умные люди учатся на чужих ошибках, я повторяю собственные. Знаю ведь — все собаки ненавидят меня с детства, соседские псы когда-то пытались оттяпать мне то руку, то ногу и даже нос. Но все равно, увидев щенка гампра, я не удержалась и погладила его по голове. Если гампренок до этого спокойно сидел на руках хозяина и спокойно давал себя погладить всей собравшейся здесь детворе, на меня он сильно зарычал и чуть не разбил мой фотоаппарат.
"Собаки — ошибки эволюции", — обиженно напоминаю себе я, кошатница со стажем, эту излюбленную фразу всех фанатов кошек. Однако вслух ее не произношу, а то мало ли: говорят же, собаки и их хозяева похожи друг на друга.
К огромному белому красавцу гампру я даже и не подхожу — хоть он и в прочной клетке. Фотографирую его издалека и от каждого его лая возношу испуганные глаза к небу.
Очевидно, что единственный гампр во всем мире, к которому я могу приблизиться без страха, — это собственно новая скульптура недалеко от Еревана.
Скульптуру стали мастерить 17 июня этого года: по совпадению это именно в этот день родился облаявший меня маленький гампренок. Если в других странах сложилась практика посвящать памятники конкретным псам, которые либо спасли кого-то от пожара, либо помогли обезоружить преступника, то в Армении поставили памятник в честь породы армянского гампра в целом.
На протяжении десятилетий эту породу ни одна страна не регистрировала. Только в 2011 году Международный кинологический союз благодаря стараниям Кинолого-спортивного союза Армении признал пса армянским. Порода гампр и не бывает неармянской — это аборигенный вид собак Армянского нагорья. Сложно представить, что собака появилась в этом регионе вместе с кочевниками. Кстати, во время голосования в Международном кинологическом союзе даже представительница Азербайджана отдала голос за то, чтобы гампр признали армянским. В числе первых стран, которые поддержали армянскую делегацию, были Ирландия и Испания.
Кинолого-спортивный союз Армении во главе с Виолеттой Габриелян планирует построить недалеко от открывшегося памятника — в деревне Верин Птхни — также комплекс Гампрадзор — ущелье гампров. Там туристы и все желающие смогут посмотреть на исконно-армянскую собаку — своеобразную визитную карточку Армении, погулять, подышать свежим воздухам, покушать. Комплекс еще только-только строится и станет новым развлечением для туристов, выезжающих из Еревана в Нораванк, Арени и т.д.
Кстати, о еде. После открытия памятника взволнованная этим очень важным для нее событием Виолетта приглашает всех собравшихся поесть хоровац (шашлыка). Я имею неосторожность спросить: "А хоровац приготовлен из мяса гампра?"
Кто-то улыбается, кто-то злобно смотрит исподлобья, а я еще раз напоминаю себе, что собаки и любители собак — это совершенно иная планета, куда мне и моему котенку лучше не соваться. Мало ли.