Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Дело в том, что Либерман изначально пользовался славой самого воинственного члена израильского кабинета министров. И достаточно активно выступал на политических подмостках исключительно в тех случаях, когда было необходимо показать всему миру, что Израиль готов ввязаться в драку, ударить по любому, кто хоть в какой-то сфере угрожает интересам его страны.
И то, что именно Либерман совершает вояж на Южный Кавказ, планирует встречи с политическим и военным руководством Грузии и Азербайджана (масс-медиа утверждают, что встречаться будет и с президентами, и с министрами оборонных ведомств) действительно тревожит.
Тем более, что визит проходит на фоне крайне напряженной ситуации, складывающейся как в южно-кавказском регионе, так и на Ближнем Востоке.
Изначально можно почти с уверенностью говорить о том, что разговоры в Тбилиси и Баку будут не столько о военно-техническом сотрудничестве, как изначально заявляют в президентских администрациях этих стран, сколько о главном сопернике Израиля — об Иране. Связано это с двумя объективными обстоятельствами.
Первое – это события, разворачивающиеся вокруг сирийского мухафаза (провинции) Идлиб, где уже пахнет серьезной военной операцией, которую практически начал проводить Дамаск при помощи Москвы и Тегерана.
И второе – внутриполитические события в самом Иране и развитие проблем, касающихся этой страны на международной политической арене. Там главным действующим лицом являются, конечно же, Соединенные Штаты Америки, однако и Израилю достанется не самая последняя роль.
Ведь уже понятно, что военную операцию против сирийского президента Башара Асада Запад провалил. И после этого ожидаются лишь два варианта развития событий.
Либо Иран действительно окончательно укрепляет свои позиции в Сирии и вплотную подбирается к израильским границам, либо американцам совместно с израильтянами удается взорвать ситуацию в самом Иране. Вплоть до военной операции на иранской территории, целью которой станут конкретные объекты ядерной энергетической инфраструктуры этой страны.
Сирийская кампания проиграна, и Израиль встревожен не на шутку
Таким образом Израиль оказывается в своеобразной шахматной вилке, когда любое развитие событий приводит эту страну к войне. Если не на своих границах с Сирией (защищаясь от нападок Хезболла), то либо в глубине сирийской территории, либо и вовсе – помогая американцам, скажем, если дело дойдет до военной операции на иранской территории.
Что касается событий в Идлибе, то там, кажется, все уже решено. И даже если Запад решится-таки пойти на авантюру с так называемой химической атакой Дамаска на боевиков, окопавшихся в Идлибе, и ударит изо всех стволов (вернее, томагавками), то все равно – провинция будет освобождена.
И тогда для Израиля начнутся самые тяжелые времена. Ведь придется самостоятельно воевать не только с Хезболла, которая в сирийских боях против терроризма заматерела и обросла солидным вооружением – согласно некоторым данным речь идет об арсенале в 150 тысяч ракет, с которыми даже системы ПВО "Праща Давида" и "Железный купол" вряд ли справятся..
А ведь бороться придется еще и с иранскими военными, которые будут окапываться по всей территории Сирии. Соединенные Штаты, конечно же, будут своему самому ближайшему другу и союзнику помогать, чем могут (а могут немало), однако не следует забывать, что после Идлиба у Дамаска на очереди — левобережье Евфрата.
Там американцев ждут серьезные испытания, поскольку сирийское правительство намерено вернуть под свой контроль и нефтяные поля, которыми сейчас, как своими собственными, распоряжаются курдские боевые формирования. А их прикрывают американцы.
Запад применяет весь инструментарий цветных революций против Ирана
Вот и получается, что у американцев и их союзников-израильтян альтернативы, в общем-то, и нет. Есть только лишь один вариант – взорвать ситуацию в самом Иране, чем, собственно, спецслужбы Вашингтона и Тель-Авива и занимаются.
Ведь неспроста внутренняя социально-политическая ситуация в Иране чем дальше, тем напряженнее становится. И финансовый кризис налицо (угроза дефолта ощущается слишком явно), и народное недовольство растет, подпитываемое слухами о том, что системные сбои в механизме руководства страной спровоцированы казнокрадами в верхах…
Словом, налицо весь набор инструментария, которым пользуется Запад, подпитывая недовольство в стране.
Если этого не получится, то придется встречаться лоб в лоб с мощной, серьезной региональной державой, имеющей свою собственную баллистическую технологию и вооружение. И тогда еще большой вопрос – пойдут ли на такое столкновение сами американцы, да и вообще Запад.
Во всяком случае все европейские страны в унисон осудят Соединенные Штаты, когда вдруг окажется, что из-за заваренной теми каши мишенью для иранских ракет могут стать они.
Не говоря уже о том, что странам, расположенным в регионе Южного Кавказа мало не покажется…
Видимо, именно прощупывать почву для разных вариантов дальнейшего развития событий на стыке регионов Южного Кавказа и Ближнего Востока и приезжает с официальным визитом в Грузию и Азербайджан министр обороны Израиля Либерман.