ЕРЕВАН, 23 сен — Sputnik. Что было круто для советских подростков? Курить в подъезде? Носить фирменные "шмотки"? Может быть. Но круче всего было сделать что-то своими руками. Какую-нибудь вещицу из дерева. Еще "круче" – из металла. Например, брелок со своим именем.
Хайтек-поколение Севана: местные школьники будут выпускать "инженерные" шоколадки>>
Автор этих строк — что греха таить! – не осилил не то что дерева, а даже обычной фанеры. Лобзик в ней застревал и выдыхался, как предвыборные обещания.
В помощь таким детям сейчас появились учебные 3D-принтеры и фрезерные станки с числовым управлением. Прежде чем взяться за пилу или встать за настоящий станок, можно попробовать силы на учебном. В школах Армении их становится все больше – в школьных инженерных лабораториях ArMath. Их в Армении и Карабахе уже около 220. Есть они и в городе Армавир и окрестных селах. Только вот незадача: в городском кружке тут есть и компьютеры, и станки, а в двух сельских – только компьютеры.
Поэтому Карен Барсегян, инструктор ArMath в государственном колледже Армавира, решил на своей машине возить на занятия в села 3D-принтер и учебный фрезерный станок, с числовым управлением. Так он и ездит, туда и обратно. Сначала 20 километров — в село Аразап, на пограничном берегу Аракса. Потом 12 километров – в село Аракс.
"Ну, это не очень сложно. Станки не такие уж крупные, в машину помещаются", — говорит Карен. – "А зато дети начинают учиться трехмерному моделированию. Они когда услышали это словосочетание, подумали – что-то жутко трудное. А теперь могут вычертить что угодно и задать принтеру на выполнение", — добавил он.
Армянские школьники-инженеры собрали пианино без клавиш>>
Карен занят с ребятами почти каждый день. В каждом из кружков занятия идут два раза в неделю по три часа. Делают там пластмассовые танки и самолеты, а кто-то замахивается даже на детали автомобилей. Не в натуральную величину, конечно. Но все-таки это макеты по трехмерным чертежам, и довольно точные.
Новый поворот в творческие поиски внесла одна из девочек. "А можно из пластика сделать чехол для телефона?", — спросила она. "Почему нет", — ответил преподаватель.
Воодушевившись, ребята с точностью до миллиметра замерили и размеры чехла, и прорези для камеры и наушников. Скоро весь кружок щеголял с новыми чехлами разных цветов.
Глядя на инженерное "баловство" ребят, Карен, наверное, вспоминает себя в школьные годы. Техника увлекла и его. Окончив Политех, он стал инженером-механиком на Октемберянском комбинате мебельных деталей. В 90-е комбинат еще работал, пока не закрылся в 2000-е. Тогда Карен открыл мастерскую по ремонту компьютеров (которыми люди уже начинали обзаводиться).
Один в поле… воин! Завод в Гюмри делает солемеры для российских подлодок>>
Теперь в его школьные кружки приходят в основном с седьмого класса. Но есть и пятиклассники. Они тоже без дела не сидят: пишут простые игры-"бродилки" по лабиринту. Берут учебный интерфейс, чертят в нем лабиринт, добавляют "яблочки" или "бананчики", которые надо есть по пути, и "монстриков", которые "шастают" по периметру. Причем "шастают" только так, как им укажут составители игры.
Так что своя "крутизна" здесь найдется для каждого.