Слух о смерти Вано Сирадегяна продемонстрировал, что сегодня контакт с беглым бывшим министром внутренних дел Армении все-таки поддерживает определенный круг людей. Не только родственников, но и друзей.
И каждый из тех, кому звонили корреспонденты Sputnik Армения, недоумевали, услышав весть о его смерти. При этом поспешили опровергнуть провокационную информацию, назвав ее не соответствующей действительности. Значит, Ваник Смбатович жив, здоров, и даже не кашляет.
Однако чья-то дурная шутка оставила очень горькое послевкусие. И не только в том плане, что всегда неприятно, когда темой провокации становится ложная информация о смерти кого бы то ни было. В конкретном случае с Ваником Смбатовичем проблема состоит в другом.
В последнее время о его вероятном возвращении на Родину говорилось достаточно часто. Особенно в свете перемен, обусловленных свершившейся в стране "бархатной революцией".
Конечно, уже успели смениться поколения. "Бархатную революцию" в Армении уже делали те, которые сами были мал мала меньше, когда Ваник Смбатович ушел в изгнание, предварительно посоветовав своим друзьям и сторонникам ничего не бояться, держаться друг за друга. А еще, помнится, тогда сказал, что "у него руки чистые"…
В отсутствие самого Сирадегяна сегодня не имеет смысла говорить о чистоте его рук, или, скажем, насчет вклада в создание новой, третьей по счету армянской Республики.
Ведь эта фигура, запомнившаяся даже на фоне всех остальных политических деятелей, входивших в свое время в команду Левона Тер-Петросяна, с самого начала была весьма противоречива и одиозна.
И даже сейчас Ваника Смбатовича, уже 18 лет находящегося в международном розыске по обвинению в весьма серьезных преступлениях, вспоминают довольно часто. Ему, в то время министру внутренних дел, приписывается организация летом 1992 года вооруженной преступной группы для осуществления нападений и убийств отдельных граждан и должностных лиц, включая председателя исполкома Аштаракского райсовета Ованеса Сукиасяна (1992 г), начальника Управления железной дороги Армении Амбарцума Кандиляна (1993 г), начальника следственного управления прокуратуры Владимира Григоряна (1993 г).
Большей частью, конечно, Вано — известного писателя — вспоминают как черного злодея, руководителя силового ведомства, который позволял себе все, что хотел. Карал и миловал людей, исходя исключительно из своего отношения, из своих предпочтений. Но за прошедшие двадцать лет сохранилось в Армении немало его сторонников. Людей, и сегодня утверждающих, что именно такой человек необходим стране. Ведь судом вина так и не была доказана.
Какими бы положительными или отрицательными чертами не наделяла его народная молва, Ваник Смбатович, в любом случае – человек самодостаточный, цельный, способный сам постоять и за себя, и за свои идеи и убеждения.
И союзники, и противники знали, что тридцать сребреников его никогда не устраивали. Да и его идеологические позиции (пусть и весьма спорные), были известны всем. И, между нами говоря, имели немало сторонников.
Именно поэтому сегодня, когда некоторые (их, следует признать, немало) сторонники говорят о том, что в нынешней сложной ситуации Вано Армении нужен – это хоть и спорно, но, как минимум, понимаемо и принимаемо. И активная реакция общества на ложную информацию, мелькнувшую сегодня, свидетельствует именно об этом.
Из-за этого в первую очередь и осталось неприятное послевкусие от дурного фейка…