ЕРЕВАН, 1 окт — Sputnik, Арам Гарегинян. Сегодня, в Международный день музыки — день ухода из жизни Шарля Азнавура, поклонники его таланта вспоминают песни маэстро. Их он написал (один или в соавторстве) более тысячи, причем продолжал творить до последних лет жизни. В 91 год, в 2015 году, он выпустил свой последний новый альбом, Encores.
Выступать на сцене Азнавур начал в далеком 1946 году. Сольные концерты начал давать в начале 50-х. Через несколько лет он приобрел всемирную славу.
Emmenez-moi
Некоторые из самых известных своих песен он написал вместе с соотечественником, известным французским композитором Жоржем Карваренцем. Среди них — Emmenez-moi, Paris au mois d'aout, Etre.
Emmenez-moi — песня о жажде странствий и поиске нового, написанная в романтические 60-е.
Вечная любовь
Любимой не только на Западе, но и в Советском Союзе стала песня Une vie d'amour, которую он записал в дуэте с неувядаемой Мирей Матье. Эту песню, тоже созданную вместе с Карваренцем, советские зрители (а с ними — их дети, а может, уже и внуки) знают по фильму "Тегеран-43". Азнавуру (в фильме он поет эту песню один) советские режиссеры — Александр Алов и Владимир Наумов — подробно рассказали сценарий фильма и взаимоотношения героев. Многие знают ее как исповедь о тоске по любви. А те, кто видели фильм, помнят, что тоска эта вырывается посреди ужаса войны.
И Азнавур, и Мирей Матье почти неизменно исполняли эту песню на концертах в Москве.
Они пали
Вместе с Карваренцем Азнавур написал и две песни об Армении. В 1975 году, к 60-летней годовщине Геноцида армян, они создали песню Ils sont tombes ("Они пали").
Родители Азнавура спаслись. А в песне он плачет о тысячах и миллионах погибших, которые "совершили ошибку, родившись армянами", и о Европе, которая, возвращаясь к радостям мирного времени, ничего не хотела знать о погибающих людях.
Вместе с Карваренцем Азнавур написал еще одну песню об Армении — Pour toi, Armenie.
Для тебя, Армения
Песня вышла в 1989 году, записали ее звезды французской эстрады и кино. Она стала своеобразным гимном возрождения Армении после разрушительного землетрясения.
На просьбу Азнавура о поддержке сразу откликнулись Сальваторе Адамо, Жильбер Беко, Пьер Ришар, Патрисия Каас, Джонни Хэллидей, Мирей Матье, Жорж Мустаки, Нина Мускури.
La Mamma
В одном из своих интервью Азнавур говорил, что никакие песни в мире не могут сравниться с французскими.
"Это неоспоримо", — заявил тогда шансонье.
Но сам он проникновенно и с любовью (хотя и с неизменно французской изысканностью) исполнял песни на других языках. На английском широко известна его песня She (на слова Герберта Крецмера), а также For me formidable, где шансонье, все с той же изысканностью, смешал оба языка.
Песня La Mamma была изначально написана на французском. Но и сицилийскую мелодию, и стихи (о большом семействе, оплакивающем умершую мать) сразу полюбили миллионы итальянцев. Для них Азнавур пел эту песню на их родном языке.
La Boheme
Одной из самых известных песен Азнавура в Армении стала La Boheme. Мало кто знает, о чем она, но одной лишь мелодии и голоса хватило, чтобы покорить нас (как и со многими другими его песнями).
А сюжет у песни не совсем армянский — это воспоминания художника о своих молодых днях, полуголодной жизни в съемных комнатах и юношеской наивности.
Эх раз, еще раз
От отца, Миши Азнавуряна, Шарлю передалась любовь к русской песне. Миша Азнавурян, выходец из Российской империи (родом он из Джавахка) был большим знатоком песенного репертуара русских эмигрантов. Несколько лет он содержал в Париже ресторан "Кавказ", где сам пел русские песни. Дети помогали отцу, а Шарль Азнавур, в своих книгах и интервью, не раз вспоминал о тех годах.
Несколько десятилетий он исполнял французский вариант песни "Две гитары" — вольный перевод "Цыганской венгерки" Аполлона Григорьева с добавленным припевом "Эх раз, еще раз…".
Саят-Нова
И, конечно, записал Азнавур композицию и на армянском языке. Это одна из песен Саят-Нова "Yis qou khimetn chim gidi". Её он исполнял вместе с дочерью Седой. Любовью к песне он заразил и свою дочь. Она исполнила еще несколько произведений на армянском, в национальном стиле.