Его именем не названы школы, институты и улицы города, однако его скульптуры — Торк Ангех, Ваагн Вишапаках и Айк Наапет стали символами города и многих армянских организаций за рубежом.
Возможно, одной из причин является то, что в советское время Карлен Нуриджанян не пресмыкался перед партийной верхушкой. Другой причиной может служить его замкнутость, ведь он получил прозвище "Мзо", потому что мог неделями сидеть взаперти в мастерской и работать над своими скульптурами.
![Айк Наапет, Ереван Айк Наапет, Ереван - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/773/58/7735892_0:0:1600:2133_600x0_80_0_0_0d650152b909044a43e9819291e46403.jpg)
Друзья говорили, что он пропадал на несколько дней, затем открывал двери своей мастерской для посетителей, которые оставались поражены объемами выполненной работы. Ему было сложно общаться с людьми, но со своими скульптурами он мог общаться часами. Sputnik Армения удалось узнать подробности замкнутой жизни мастера у его родной сестры – Лусинэ Нуриджанян. Разговор с ней состоялся в 2015 году, ныне Лусинэ Арсеновны более нет в живых.
"Будучи маленьким ребенком, когда мы садились за стол, Карлик делал фигурки животных из хлебного мякиша" – рассказывала сестра скульптора.
![Лусине Нуриджанян проживала рядом с единственной в Ереване Персидской мечетью Лусине Нуриджанян проживала рядом с единственной в Ереване Персидской мечетью - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/135/91/1359180_0:0:1600:1065_600x0_80_0_0_266549687ab220a66f08bfb4ae455a29.jpg)
Карлен Арсенович Нуриджанян родился в 1929 году в семье каменотеса на улице Пушкина. С самого детства Карлен Нуриджанян приобщился к ручному труду. Его отец – Арсен Нуриджанян занимался оформлением лепнины на зданиях Площади Республики. Сын видел в отце пример для подражания и всегда стремился добиться больших успехов в архитектуре, чем отец.
![Скульптор Карлен Нуриджанян (крайний справа) Скульптор Карлен Нуриджанян (крайний справа) - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/100/81/1008133_0:0:1000:750_600x0_80_0_0_862f17fb04c00600edbf79875bcf41ac.jpg)
В 1956 году мастер окончил Ереванский художественно-театральный институт, с которым связана интересная история. Для своей дипломной работы Карлен выбрал сидячую фигуру задумавшегося Мовсеса Хоренаци. Скульптор проводил много времени в мастерской, порой забывая есть и пить. Однажды домочадцы пришли проведать мастера и увидели поразительную картину – Карлен в позе зародыша заснул у скульптуры на руках.
![Карлен Нуриджанян в объятиях своего творения: статуи Мовсеса Хоренаци Карлен Нуриджанян в объятиях своего творения: статуи Мовсеса Хоренаци - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/1483/05/14830562_0:0:820:1104_600x0_80_0_0_500faced6280c8e6ec4ff1f7be2ec28d.jpg)
Карлен Нуриджанян — автор многих монументально-декоративных памятников, воздвигнутых в Ереване и в районах Армении. Тематика памятников широка и разнообразна. Богатые в своих пластических проявлениях они объединены яркой, неповторимой индивидуальностью художника. Монументальное видение мира, тонкое чувство материала, умение синтезировать в одной композиции камень и металл, делают его работы поистине уникальными. Необычайно эмоциональным получалось у Нуриджаняна выявлять пластические качества материала.
Однажды, работая над очередным монументом, мастер упал и сломал ногу. До приезда скорой он, потрогав увечье, нарисовал на бумаге образ сломанной кости. Приехавшие врачи диагностировали перелом кости и отправили больного делать рентгеновский снимок ноги. Каково же было их удивление, когда, получив снимок, они сравнили его с наброском скульптора. Рисунок ничем не отличался от рентгеновского снимка, мастер смог искусно прочувствовать место перелома и в мельчайших деталях изобразить его.
![Наброски Карлена Нуриджаняна Наброски Карлена Нуриджаняна - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/100/82/1008253_0:0:960:627_600x0_80_0_0_a83fbb1c0dd28152b4f489d5608ac1d8.jpg)
Памятники павшим воинам в Великой Отечественной войне, установленные в различных селах Армении являют собой скорбные симфонии, посвященные героям. Через все творчество Нуриджаняна проходит образ армянки, то празднично наряженной в статуе "Добро пожаловать" (1968), то спокойно величавой в барельефе "Армянка" (1968). Значительное место в творчестве скульптора занимают величественные памятники по мотивам армянских легенд.
![Скульптура Ваагн Вишапаках Скульптура Ваагн Вишапаках - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/100/87/1008796_0:0:1000:1334_600x0_80_0_0_56700c48105390c6c99885950c2fca37.jpg)
Герои древних сказаний "Ваагн Вишапаках" (1968), "Айк Наапет" (1970), "Торк Ангех" (1982), ставшие символами освобождения народа, в наше время получили новое воплощение, приобрели иное звучание в скульптурах мастера. Ведь немногие в советское время знали, что за установкой каждой работы Карлен Нуриджанян следил лично. Для него было важно, чтоб стрела Айка была направлена в сторону Турции, а камень в руках Торк Ангеха целился на запад. Возможно, его патриотические взгляды стали одной из причин неприятия советской власти.
"Он мог бесконечно долго спорить с отцом о партии и будущем Армении, в этом вопросе он всегда выступал против отца, ибо тот был членом партии" – рассказывает сестра мастера.
![Скульптура Торк Ангех Скульптура Торк Ангех - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/100/87/1008709_0:0:1000:750_600x0_80_0_0_f861cbb7a781e7efa04f03a9d47f0c1f.jpg)
"В голодные годы у изваяния "Торк Ангех" украли ноги, потому что она была сделана из кованой меди. Тогда никто не задумывался об искусстве, все думали о том, как продать, переплавить и т.п." – делилась воспоминаниями Лусинэ Нуриджанян.
К сожалению, в те годы большая часть работ мастера была утеряна. Можно винить в этом правительство, родственников или искусствоведов, не сохранивших работы скульптора для общественности. Однако те статуи, которые удалось сохранить, сегодня являются прямым доказательством его непризнанного таланта. Скульптуры Торка Ангеха, Ваагна Вишапакаха и Айка Наапета стали символами города и многих армянских организаций за рубежом. Тем не менее, мастера, изваявшего их, никто не знает, ведь его именем не названы школы, институты и улицы города.