Его именем не названы школы, институты и улицы города, однако его скульптуры — Торк Ангех, Ваагн Вишапаках и Айк Наапет стали символами города и многих армянских организаций за рубежом.
Возможно, одной из причин является то, что в советское время Карлен Нуриджанян не пресмыкался перед партийной верхушкой. Другой причиной может служить его замкнутость, ведь он получил прозвище "Мзо", потому что мог неделями сидеть взаперти в мастерской и работать над своими скульптурами.
Друзья говорили, что он пропадал на несколько дней, затем открывал двери своей мастерской для посетителей, которые оставались поражены объемами выполненной работы. Ему было сложно общаться с людьми, но со своими скульптурами он мог общаться часами. Sputnik Армения удалось узнать подробности замкнутой жизни мастера у его родной сестры – Лусинэ Нуриджанян. Разговор с ней состоялся в 2015 году, ныне Лусинэ Арсеновны более нет в живых.
"Будучи маленьким ребенком, когда мы садились за стол, Карлик делал фигурки животных из хлебного мякиша" – рассказывала сестра скульптора.
Карлен Арсенович Нуриджанян родился в 1929 году в семье каменотеса на улице Пушкина. С самого детства Карлен Нуриджанян приобщился к ручному труду. Его отец – Арсен Нуриджанян занимался оформлением лепнины на зданиях Площади Республики. Сын видел в отце пример для подражания и всегда стремился добиться больших успехов в архитектуре, чем отец.
В 1956 году мастер окончил Ереванский художественно-театральный институт, с которым связана интересная история. Для своей дипломной работы Карлен выбрал сидячую фигуру задумавшегося Мовсеса Хоренаци. Скульптор проводил много времени в мастерской, порой забывая есть и пить. Однажды домочадцы пришли проведать мастера и увидели поразительную картину – Карлен в позе зародыша заснул у скульптуры на руках.
Карлен Нуриджанян — автор многих монументально-декоративных памятников, воздвигнутых в Ереване и в районах Армении. Тематика памятников широка и разнообразна. Богатые в своих пластических проявлениях они объединены яркой, неповторимой индивидуальностью художника. Монументальное видение мира, тонкое чувство материала, умение синтезировать в одной композиции камень и металл, делают его работы поистине уникальными. Необычайно эмоциональным получалось у Нуриджаняна выявлять пластические качества материала.
Однажды, работая над очередным монументом, мастер упал и сломал ногу. До приезда скорой он, потрогав увечье, нарисовал на бумаге образ сломанной кости. Приехавшие врачи диагностировали перелом кости и отправили больного делать рентгеновский снимок ноги. Каково же было их удивление, когда, получив снимок, они сравнили его с наброском скульптора. Рисунок ничем не отличался от рентгеновского снимка, мастер смог искусно прочувствовать место перелома и в мельчайших деталях изобразить его.
Памятники павшим воинам в Великой Отечественной войне, установленные в различных селах Армении являют собой скорбные симфонии, посвященные героям. Через все творчество Нуриджаняна проходит образ армянки, то празднично наряженной в статуе "Добро пожаловать" (1968), то спокойно величавой в барельефе "Армянка" (1968). Значительное место в творчестве скульптора занимают величественные памятники по мотивам армянских легенд.
Герои древних сказаний "Ваагн Вишапаках" (1968), "Айк Наапет" (1970), "Торк Ангех" (1982), ставшие символами освобождения народа, в наше время получили новое воплощение, приобрели иное звучание в скульптурах мастера. Ведь немногие в советское время знали, что за установкой каждой работы Карлен Нуриджанян следил лично. Для него было важно, чтоб стрела Айка была направлена в сторону Турции, а камень в руках Торк Ангеха целился на запад. Возможно, его патриотические взгляды стали одной из причин неприятия советской власти.
"Он мог бесконечно долго спорить с отцом о партии и будущем Армении, в этом вопросе он всегда выступал против отца, ибо тот был членом партии" – рассказывает сестра мастера.
"В голодные годы у изваяния "Торк Ангех" украли ноги, потому что она была сделана из кованой меди. Тогда никто не задумывался об искусстве, все думали о том, как продать, переплавить и т.п." – делилась воспоминаниями Лусинэ Нуриджанян.
К сожалению, в те годы большая часть работ мастера была утеряна. Можно винить в этом правительство, родственников или искусствоведов, не сохранивших работы скульптора для общественности. Однако те статуи, которые удалось сохранить, сегодня являются прямым доказательством его непризнанного таланта. Скульптуры Торка Ангеха, Ваагна Вишапакаха и Айка Наапета стали символами города и многих армянских организаций за рубежом. Тем не менее, мастера, изваявшего их, никто не знает, ведь его именем не названы школы, институты и улицы города.