Когда два дня назад парламент Армении принимал нашумевшие поправки в регламент Национального Собрания, после чего последовали блокада НС протестующими и переговоры премьер-министра Никола Пашиняна с депутатами, то, как известно, документ этот поддержали фракции Республиканской партии Армении (РПА), ППА и АРФ "Дашнакцутюн". Республиканцы и представители АРФД выступили с заявлениями сразу после инцидента с осадой сторонниками премьера Пашиняна здания парламента, а вот господин Царукян хранил гробовое молчание.
Это выглядело очень странно, поскольку его отклика, пусть и переданного через других лиц, опосредованно, ждали все – и день, и другой. Наконец, в четверг пресс-секретарь Царукяна Ивета Тоноян сообщила в Facebook, что он уже неделю находится за границей, а муссируемая в соцсетях и прессе информация о том, что главный среди "процветающих" воздерживается от оценки политических процессов в стране, не соответствует действительности.
"Сегодня он возвращается, и уже вечером состоится встреча с командой для обсуждения прошедших выборов и последующих процессов", – отметила Тоноян.
Встреча встречей, но она не объясняет и не восполняет отсутствие реакции Царукяна в течение двух дней. Тот факт, что партийный лидер находился за границей, в XXI веке не может приниматься даже в качестве отговорки – современные средства связи многочисленны и безотказны.
Правительство Пашиняна осталось без шести министров — президент Армении подписал указы>>
Стало быть, дело в другом. События приняли такой оборот, что три парламентские силы, сознательно позиционирующие себя в качестве оппозиции Пашиняну и его команде, стоят перед серьезным выбором. Очевидно, что в нынешнем виде эти партии уже не смогут оказывать влияние на принятие решений в парламенте, и они должны видоизмениться. В каком формате это будет сделано – вот этого мы пока не знаем.
Потому что иначе у них остается один путь – самоликвидироваться, но поскольку политические силы пошли на обострение конфронтации сознательно, прекрасно понимая последствия, вариант самороспуска в их планы не входит. Сейчас – хотелось бы в это верить – у всех трех партий сложилось полное понимание того, что серьезной оппозицией порознь они стать не могут, а если каким-то образом консолидируются, то попробовать можно.
Очевидно также, что своим позавчерашним шагом три партии четко противопоставили себя новой власти, хотя пути для отхода имеются всегда: за неполные 30 лет Третьей республики мы были свидетелями самых невероятных комбинаций политических сил, постоянной циркуляции партий из одного лагеря в другой и обратно.
Но, по крайней мере на текущий момент, антагонизм трех партий и Пашиняна можно считать данностью. И если эти силы действительно думают о создании сколь-нибудь успешного политического противовеса, то они обречены на некий союз. И, быть может, именно этому вопросу будет посвящена сегодняшняя встреча Царукяна с однопартийцами.
Пашинян — не фамилия, а особый институт — Маркедонов>>
Варианты возможны любые – например, теоретически может произойти слияние РПА и ППА в одну организацию, к ней могут примкнуть и другие силы, находящиеся сейчас в тени или даже на стадии зарождения. АРФД, конечно, "раствориться" не согласится: партия, имеющая крепкие корни в Диаспоре, на это не пойдет.
С другой стороны, выбрав путь полной самостоятельности, "Дашнакцутюн" рискует повторить судьбу других традиционных партий — "Рамкавар-Азатакан" и "Гнчакян". О последних уже давно ничего не слышно, и, как минимум во внутренней политике Армении, их значение и роль нулевые.
Мало отличающимся от нуля грозит быть вес и двух других упомянутых партий, если они станут действовать поодиночке. Пашинян делает все, чтобы провести внеочередные парламентские выборы как можно раньше именно для того, чтобы победить на них с колоссальным преимуществом.
Время работает сейчас на партии, которые пытаются стать оппозицией, но этого времени у них как раз и нет, и предметный разговор может идти, наверное, лишь о скоординированных действиях в таких условиях. И многое, если не все, для них зависит от того, насколько качественно будет проведена такая координация.