Российскую новинку "с армянским акцентом" заметил мировой автопром

© Photo : provided by Urartu ltdГексапод российской компании "Урарту"
Гексапод российской компании Урарту - Sputnik Армения
Подписаться
Инженеры из Самары собрали новую платформу Стюарта, а армянские специалисты сделали для нее теоретические расчеты механики.

ЕРЕВАН, 9 окт — Sputnik, Арам Гарегинян. Какую тряску выдержит шасси или мотор нашей машины? И как это проверить без риска для жизни? Конечно, на испытательном стенде. Один из таких – платформа на шести опорах, известная как платформа Стюарта. Еще полвека назад ее собрали британские инженеры. Платформа стоит на шести шарнирах и может двигаться во всех возможных направлениях (механики называют это "шесть степеней свободы").

Дистанционно управляемый гранатомет на беспилотнике - Sputnik Армения
Летающий гранатомет: армянские инженеры создали неуязвимое оружие?

"Ее можно использовать и как симулятор авиатренажеров, и для испытаний на вибрацию для автомобильных узлов: кабины, кузова, аккумуляторов. Кстати, аккумуляторы испытывают все чаще, ведь все больше появляется проектов электромобилей", - отметил в беседе со Sputnik Армения Маркар Гаспаров.

Его компания в Самаре выпускает платформы Стюарта. Технологии здесь новые, а название – древнее: "Урарту" (по имени царства в Армянском нагорье).

Связи с исторической родиной Гаспаров этим не ограничил. Когда самарские инженеры начали готовить новую модель платформы Стюарта, они решили: пусть теоретические расчеты для нее проведут коллеги из Политехнического университета Армении.

"В итоге наш проект получил грант от российского фонда поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, известного как "Фонд Бортника", - говорит Амалия Мхитарян.

В Политехе она руководит Национальными инженерными лабораториями (ANEL). Здесь и рассчитали всю теоретическую механику для будущей платформы.

© Photo : provided by Urartu ltdГексапод российской компании "Урарту"
Российскую новинку с армянским акцентом заметил мировой автопром - Sputnik Армения
Гексапод российской компании "Урарту"

Задача эта не из простых. Недаром же советские студенты пустили поговорку: "Сдал теормех – можно влюбиться". Сравнение, может быть, чуточку вольное, но ведь в итоге действительно "влюбились". Готовую модель представили на промышленной выставке в Штутгарте. И здесь ею заинтересовались мировые автоконцерны, в том числе производители электромобилей. Кстати (возвращаясь к поговорке о любви), в команде от Политеха работали не только научные сотрудники, но и аспиранты и студенты.

Электричество из "черт знает чего": армянские вундеркинды создали любопытную технологию>>

Причем при перевозке в Штутгарт в машине началась тряска, и платформу сильно "стукнуло". Остановились, стали проверять. Разобрали механизм и видят: платформе хоть бы что. Инженеры глубоко выдохнули, а потом долго смеялись.

"Это вам не что-нибудь. Это российское железо, ничего ему не страшно. Так мы шутили", - вспоминает Мхитарян.

К этому рассказу сама жизнь сделала три "примечания". Во-первых, часть узлов в готовой модели – европейские.

"В Европе хорошая металлообработка, качественные шарниры и клапаны. В России тоже неплохие, есть поставщики", - отмечает Гаспаров.

Во-вторых, инженерные лаборатории ANEL созданы при поддержке правительства США.

Смарт аквариум стартапа Bluenero - Sputnik Армения
"Умный" аквариум армянских инженеров: за рыбок можно больше не волноваться

И в-третьих, изобрели платформу британцы. А новая модель создана умом и руками российских инженеров, при поддержке армянских коллег и на российское финансирование. Денег, кстати, понадобилось совсем немного. А вот результаты оказались лучше и быстрее, чем у иных проектов-"миллионников". Модель вышла рабочая и недорогая.

Успех такого симбиоза лишний раз доказывает, что "1+1 = 3". Но только если работать сообща, а не "бодаться" и не хлопать дверью перед своими партнерами, как это случается в последние годы.

"Конструкция простая, главное – оптимальные алгоритмы и точность управления. А управлять моделью можно с небольшого по размерам джойстика. Мы это демонстрировали и на выставке", - говорит Гаспаров.

Как создатели "умного кошелька" из Армении заработали миллионы: секреты Нарека Варданяна>>

Ну, и конечно, "детектив без погони – как жизнь без любви", как говорилось в любимой комедии. И кинотрюки с машинами, оказывается, тоже можно "выделывать" на платформе Стюарта.

"Так снимают уже давно. Машина скачет на такой платформе, а потом эти кадры монтируют, например, на городские улицы или горный серпантин. С "Мосфильмом" или другими студиями мы пока не работали. Но попробуем, отчего бы нет", - говорит Гаспаров.

Лента новостей
0